Владимир Юровский говорит и показывает

В Московской филармонии проходит курс просветительских концертов
Виктория Иванова
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Московская филармония представила новый проект — цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Пока в проекте всего три мероприятия, но, судя по аншлагу в первый же вечер, продолжение последует. Это и понятно: публика истосковалась по концертам, где можно не только услышать хорошую музыку, но и узнать о ней нечто новое из уст артистов.

Маэстро Юровский подошел к задумке обстоятельно и первый же вечер начал в «доклассических» традициях — еще до третьего звонка. Слушатели еще рассаживались по местам и разговаривали по телефонам, а он уже сел за клавесин и вместе с ГАСО имени Светланова приступил к первым пяти номерам из оперы Генри Перселла «Королева фей».

— Не беспокойтесь, вы никуда не опоздали, — утихомирил встревоженную публику г-н Юровский. — Так обычно начинались спектакли в театрах в то время, когда еще не было занавесов.

Главной темой вечера стала комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» в двух ее музыкальных воплощениях — Перселла и Мендельсона. В первом отделении г-н Юровский выступил также в роли рассказчика, попутно посетовав на финансовые сложности.

— В этой опере много масок, которые мы вам не покажем по причине их дороговизны. Московская филармония разорится, если мы поставим здесь мосты из драконов и пустим лебедей. А жаль. Но мы подумаем об этом на следующий год, — отшутился маэстро.

Не смущали музыкантов и робкие попытки слушателей аплодировать после какого-либо номера.

— Здесь можно хлопать когда хотите. Тогда еще люди не знали, что неприлично аплодировать между частями и даже разговаривали во время исполнения музыки, — заметил маэстро.

Не обошел вниманием г-н Юровский и тонкие нюансы: выяснилось, что Перселл не был кастратом, но пел контратенором; в Англии XVII века были снежные зимы, а павлины, выписанные в либретто, во время инструментальных симфоний действительно должны были «заполнить собой середину зала».

Во втором отделении дирижер оставил клавесин, а музыканты ГАСО — старинные инструменты, и роль ведущей перешла к народной артистке России Алле Демидовой. Под аккомпанемент музыки Мендельсона актриса блестяще прочла «Сон в летнюю ночь» за всех персонажей.

Ей вторили солисты Любовь Петрова (сопрано), Александра Кадурина (меццо-сопрано), Максим Михайлов (бас) и вокальный ансамбль Intrada, специализирующийся на старинной музыке. Кульминацией вечера стал знаменитый «Свадебный марш», он же послужил сигналом для слушателей — пора подносить цветы г-же Демидовой и благодарить маэстро Юровского за неспокойную летнюю ночь.