Париж нашел оружие для давления на Асада

Франция имеет право начать поставки оружия сирийским повстанцам с 1 августа, но вряд ли пойдет на это
Олег Шевцов, , Игорь Являнский
Фото: REUTERS/Francois Lenoir

После беспрецедентных 12-часовых споров, так и не найдя общий язык, страны ЕС в Брюсселе де-факто отменили эмбарго на поставки оружия в Сирию. Примечательно, что это решение было принято как раз в то время, когда в Париже шли важнейшие переговоры по сирийскому урегулированию. На них глава МИД РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и французский министр иностранных дел Лоран Фабиус обсуждали повестку для «Женевы-2» — готовящейся по инициативе Москвы и Вашингтона Международной конференции по Сирии, которая должна состояться, по неофициальным данным, 12 июня. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, такие шаги, как снятие эмбарго, «никоим образом не способствуют ее подготовке, над чем достаточно конструктивно работают очень многие страны».

Однако, как оказалось, французские власти, решительно поддержавшие Лондон в его стремлении снять запрет ЕС на снабжение оружием сирийских повстанцев, на самом деле преследовали отнюдь не милитаристские цели.

— Париж, добившись снятия эмбарго, не собирается поставлять ракетные системы оппозиции, так как риск несанкционированного применения такого оружия недопустимо велик, — считает французский политолог Гарольд Хайман. — Но для Франции в нынешних условиях необходима была реальная угроза, чтобы побудить Башара Асада к уходу с политической сцены.

По его мнению, ни французы, ни англичане всерьез не рассчитывали, что брюссельская встреча в рамках Совета Евросоюза по иностранным делам (СЕИД) завершится столь драматично: европартнеры не смогут найти компромисс по формуле корректировки эмбарго, и при отсутствии консенсуса оно автоматически станет с 1 июня недействительным.

В итоге каждая из 27 стран — участниц ЕС получила право самостоятельно решать вопрос о поставках оружия повстанцам. Правда, начать пополнять арсеналы противников режима Асада разрешено только с 1 августа. Однако Париж в отличие от Лондона изначально не имел цели брать на себя бремя ответственности за эскалацию сирийского конфликта, к чему может привести снабжение оппозиции современным оружием.

— Расчет французской дипломатии в спорах вокруг санкций ЕС строился в первую очередь на усилении политического давления на режим Асада и Россию, которая рассматривается Парижем как его главная международная опора, — утверждает Хайман.

Франции сейчас будет непросто распорядиться нежданной победой над оппонентами, считает руководитель постоянной делегации Совета Федерации в Азиатской парламентской ассамблее Рудик Искужин. Тем более что никакого единогласия по снабжению оппозиции современным оружием в Евросоюзе нет и в помине.

— Сейчас Париж и Лондон будут искать возможности для смягчения эффекта от отмены эмбарго, — полагает сенатор.

Официальный представитель МИД Франции Филипп Лаллио так пояснил «Известиям» суть договоренностей встречи в Брюсселе:

— Серьезные разногласия стран-членов по поставкам оружия действительно не дали достигнуть компромиссного варианта, и эмбарго отменено совсем. Но это не означает автоматически поставок оружия повстанцам. Франция последовательно ведет поиск переговорного решения, и ее участие в американо-российской инициативе по созыву «Женевы-2» направлено на это.

Зато солидарность и ответственность европартнеров проявилась в том, что в итоговом документе встречи глав МИД четко оговорены жесткие условия любых сделок по вооружению оппозиции в Сирии. С одной стороны, они регулируются национальными правилами, а в Европе они весьма строги. С другой — так называемым Кодексом поведения, документом ЕС под номером 944/208. По нему каждая сделка лицензируется, поставщик несет ответственность за конечного получателя. Сирийская оппозиция будет отчитываться перед Европой по каждому случаю его применения. Но до поставок еще далеко. После конференции в Женеве ЕС снова вернется к обсуждению вопросов эмбарго 1 августа.