М. Найт Шьямалан: «Люблю создавать для актеров некомфортную атмосферу»

Режиссер фильма «После нашей эры» — о талантах семьи Смит, съемках в джунглях и будущем планеты Земля
Ольга Кузнецова
Фото: REUTERS/Jonathan Ernst

В российский прокат выходит картина «После нашей эры». В главных ролях фантастического блокбастера — отец и сын Смиты. О зарождающейся актерской династии корреспонденту «Известий» рассказал режиссер ленты М. Найт Шьямалан («Знаки», «Шестое чувство»).

— Уилл Смит — не только на пару со своим сыном Джейденом исполнитель главной роли, но еще и продюсер фильма «После нашей эры». Вы помните, как он принял вас на работу?

— Конечно, такое не забывается. Он позвонил поздравить меня с днем рождения, у нас завязалась светская беседа, и я, конечно, спросил, как дела у его сына, отметив, что у Джейдена есть все задатки хорошего актера. И тогда Уилл вкратце рассказал, что хотел бы снять этакий постапокалиптический фильм с Джейденом в главной роли. Мы с Уиллом тогда не близко знали друг друга, но я слышал, что он хорошо отзывался о моих работах. И я просто ляпнул: «О, я хотел бы снять этот фильм!» Уилл сказал: «Ты что, шутишь?» Я его заверил, что говорю совершенно серьезно, на что Уилл предложил мне запускаться. Может, он меня так аккуратно подвел к тому, что я якобы сам хочу снять «После нашей эры».

— Понятно, что в фильме папа и сын Смиты играют по-разному: Уилл Смит — драму, а Джейден — экшен.

— Мне нравится экспериментировать с актерами и жанрами: я часто беру драматических актеров на роли в экшен и наоборот. Результаты могут быть неожиданными, но всегда очень интересными. Я люблю создавать некомфортную атмосферу для актера, чтобы пробудить какие-то скрытые или не до конца используемые таланты. И как результат — всегда свежее решение роли. Я просил Джейдена подобрать физическую реакцию к любому раздражающему фактору, а их в фильме много. Мы тренировались так: я делал что-то неожиданное и просил его физически отыграть испуг. С Уиллом было по-другому: я просил его реагировать взглядом, движением головы, дрогнувшим мускулом. Великолепное, натренированное тело Уилла Смита — его испытанный актерский инструмент, но я попросил его забыть об этом инструменте. Да, это были две разные техники.

— Как, по-вашему, сын может перенять талант своего отца или творческие способности все-таки не передаются по наследству?

— Что-то в его крови все-таки есть, не может не быть. Когда я смотрю мой любимый баскетбол и вижу, как играет Коби Брайант, я понимаю, откуда что берется: его отец был хорошим баскетболистом. У Моцарта отец и сестра были музыкантами. Если профессия существует в семье — она становится образом мышления. То, к чему люди идут через годы, через актерские школы и театральные курсы, — для детей творческих родителей обыденность с первого дня жизни. Но даже помимо этого, Джейден — талант.

— В фильме явно не хватает мамы Джейдена, Джады Пинкетт Смит.

— Да? Мы об этом не задумывались. Но если бы Джада каким-то образом попала в этот проект, то фильм стал бы похож на документалку о семье Смит (смеется).

— Не секрет, что фантастика на экране — это торжество высоких технологий, спецэффектов и компьютерной графики. Съемки вашего фильма шли по тем же канонам — в студиях, на фоне зеленых экранов?

— Та часть фильма, которая касалась Джейдена, снималась не в декорациях. Все было по-настоящему. Дикую природу, леса и горы мы не дорисовывали. Мы, конечно, сконструировали картинку космоса, фантастических городов, космических кораблей с помощью техники, но мы почти никак не «облагораживали» на компьютере реальные джунгли. Ну если только немного, процентов на 10.

— Ясно, что фильм «После нашей эры» вызовет новую волну споров о том, что станет с планетой Земля в ближайшем будущем. Прогнозы неутешительные?

— То, что показано в фильме, мы не придумали. Мы проводили исследования: что будет, если климатические изменения заставят людей покинуть Северную Америку. Куда они пойдут? Или, например, что будет, если нарушится баланс в природе и птицы начнут размножаться с невероятной скоростью. Или растения начнут заполнять каждый квадратный сантиметр земли. Размышлять над этими теориями было интересно, иногда страшно. Когда возникает вопрос «что же делать?» — думаю, можно сделать многое. Но для начала — приучить себя к мысли, что нужно помогать планете поддерживать равновесие.

Справка «Известий»

Этот проект актер и продюсер Уилл Смит затеял специально для своего сына Джейдена, которому достались самые сложные сцены фильма.

На экране — Земля в далеком будущем: непригодная для жизни планета, которой присвоен высший уровень опасности. Главные герои — отец и сын, жители другой, далекой и комфортной галактики — попадают сюда по чистой случайности: их летательный аппарат терпит крушение и падает на Землю. Отец, который не может передвигаться, вынужден остаться на руинах космического корабля, сыну же предстоит пробраться по пересеченной, неизвестной и очень опасной местности, чтобы подать сигнал о помощи.

На первый взгляд фильм «После нашей эры» — простой и прямолинейный, как компьютерная игра, и сделанный по тем же законам: отец четкими приказами, словно джойстиком, руководит действиями сына, которого видит на экране. Впрочем, все изменится достаточно скоро, когда сын неожиданно проявит своеволие и бросит вызов дикой природе.