Мыльная опера для блудницы

Роман «Русская красавица», написанный от лица лимитчицы Ирины Таракановой, превратился в бенефис актрисы «Седьмой студии» Екатерины Стеблиной
Марина Шимадина
Фото предоставлено пресс-службой «Гоголь-центра»

«Гоголь-центр» в своем первом сезоне работает стахановскими темпами: с февраля здесь выпустили четыре премьеры, а к концу июня появится еще две. Пока Кирилл Серебренников репетирует «Идиотов» Ларса фон Триера на большой сцене (премьера — уже в конце этой недели), его ученица Женя Беркович поставила на малой «Русскую красавицу» Виктора Ерофеева.

Роман, написанный от лица лимитчицы Ирины Таракановой, превратился в бенефис молодой актрисы «Седьмой студии» Екатерины Стеблиной. Практически два часа она солирует, кувыркаясь в своем красном платье среди полосатых матрасов — главного элемента сценографии Ули Хашем. Актриса бесспорно очень хороша — порывиста, горяча и разнообразна. Есть в ней и милое девичье кокетство, и дразнящий шарм юной Лолиты, и смутная русская тоска, и трагический надрыв.

Ей аккомпанируют актеры театра Гоголя — Вячеслав Гилинов и Анна Гуляренко, превосходно играющие всех персонажей, что всплывают в рассказе главной героини: престарелого любовника Леонардика и его манерную жену, бойкую мамашу и похотливого врача-гинеколога, злостных теток на партсобрании и замшелых диссидентов. Каждый эпизод — маленький законченный этюд.

Есть в спектакле и настоящий аккомпаниатор: под гитару Дмитрия Жука актеры поют советские шлягеры и гимн Советского Союза по-испански, намекая на связь героини с латиноамериканским красавцем Карлосом, так что всё происходящее начинает смахивать на пародию на мыльные оперы.

Роман, конечно, подвергся сильному сокращению. Но из выбранных сцен, если, конечно, в контексте этого пенящегося и хаотичного текста вообще можно говорить об отдельных сценах, сложно понять, чем именно режиссера зацепила эта книга. Если в 1990-х, когда роман был впервые напечатан, он вызвал скандальный резонанс своей откровенностью и был сочтен чуть ли не порнографией, то сейчас вряд ли способен кого-то шокировать. Да и спектакль выглядит вполне целомудренно — любителям клубнички тут ловить нечего. Режиссера волновало явно не это, но тогда что?

Ирина Тараканова могла бы стать сестрой висконтиевских братьев, что вывел недавно на сцену «Гоголь-центра» кинорежиссер Алексей Мизгирев. Все они провинциалы, приехавшие покорять Москву: те — торгуя своей силой, эта — красотой. Но в «Русской красавице» тема большого города, размалывающего кости чужакам, звучит, так сказать, второй скрипкой. В светлую любовь, богоискательство и жертвенность русской блудницы тоже как-то верится с трудом.

В общем, рыхлость инсценировки и невнятность режиссерского посыла не позволяют назвать спектакль событием. Но благодаря трем замечательным актерам смотрится он легко.