В школах появятся мини-музеи победы

По словам главы департамента образования г. Москвы, уголки боевой славы должны привить столичным детям патриотизм
Юлия Козленкова
Фото: Глеб Щелкунов

В школах, гимназиях и лицеях по всей Москве обустроят мини-музеи боевой славы, часть из них откроются к 9 Мая. Об этом рассказал «Известиям» глава департамента образования столицы Исаак Калина. Эксперты предлагают прививать детям патриотизм с помощью интерактивных экспонатов и военных игр.

Директор Центра образования № 293 Александр Глозман полагает, что уголки патриотизма должны рассказывать личные истории отдельных семей и участников войны.

— В музеях может быть что угодно, главное, чтобы это была живая история, а не раз и навсегда составленная экспозиция, экспонаты должны периодически обновляться, причем самими учениками, чтобы это все было проникнуто личностным отношением, — считает руководитель школы. — Дети в первую очередь должны знать историю своей семьи и ее роль в Великой Отечественной.

Директор Центра образования рассказал, что у них есть Музей истории школы, в котором значительная часть экспозиции посвящена боевому пути 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии, которая формировалась в стенах школы в 1942 году.

— После войны ветераны этой дивизии пришли к нам в школу с инициативой создать музей, — рассказывает Глозман. — А в период с 1960-х по 1985 год наши ученики ежегодно выходили в походы и прошли все участки боевого пути этой дивизии, они встречались с местным населением, ветеранами, посещали захоронения бойцов.

Эксперт считает, что для появления мини-музеев не требуется помощи со стороны, достаточно инициативы учителей, учеников и общественных организаций школы, для того чтобы обратиться в архивы и музеи, к родственникам участников ВОВ.

— Здесь важен энтузиазм, как только появятся какие-то директивы и программы, всё превратится в обязаловку, — уверен Глозман.

Директор посетовал на то, что на сегодняшний день чувствуется «разрыв поколений», для современных детей Великая Отечественная — это далекая история.

— Живых ветеранов, которые могли бы рассказать о войне, осталось очень мало, им сложно дойти до школы, поэтому встречи для совсем небольшой группы детей можно организовать только у участников войны дома, — рассказывает Глозман. — Патриотические уголки, то есть зафиксированные на бумаге и в фотографиях истории — это только часть решения проблемы. Нужно приобщать детей к реальной деятельности: помощь ветеранам, уход за воинскими захоронениями, поисковая работа, работа в архивах. К тому же к патриотическому воспитанию ребят стоит привлекать в том числе ветеранов Афганской и Чеченской войн, а также выпускников школы, которые служат в армии и учатся в военных училищах.

Между тем член комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Алексей Рябинин считает, что создание патриотических музеев должно быть дополнительно профинансировано в рамках программ поддержки образования и культуры.

Директор правозащитной организации «Гражданин, армия, право» Сергей Кривенко считает, что современное поколение нужно вовлекать в историю военных действий с помощью интерактивных экспонатов по примеру музея Варшавского восстания в Польше, где используются шумы и анимация, есть возможность посидеть в танках и самолетах, подержать оружие, посмотреть военные видео и фильмы.

— Это всё надо использовать, но надо идти еще дальше — заставлять ребенка принимать решения, например, жертвовать в конкретных условиях отрядом для спасения операции или нет, идти в атаку или нет, проводить разминирование или идти в обход, — рассказывает эксперт. — Очень действенный инструмент — военные игры, которые с помощью звука и анимации вовлекают в процесс. Задача нашего и последующих поколений — осмыслить цену победы и ужасы войны.