Прибыль «В Контакте» упала из-за игнорирования рекламы

Чистая прибыль «В Контакте» в минувшем году снизилась на 94,5%
Владимир Зыков
Фото: Екатерина Штукина

Причиной резкого снижения чистой прибыли крупнейшей в России социальной сети «В Контакте» в 2012 году стали крупные расходы на инфраструктуру и нежелание компании следовать общепринятым рекламным моделям интернета.

Чистая прибыль крупнейшей в России социальной сети «В Контакте» в 2012 году снизилась на 94,5% из-за роста расходов. Об этом сообщается в годовом отчете компании Mail.Ru Group, владеющей 39,99% этой соцсети. Доходы «В Контакте» в прошлом году выросли на 44,1%, но одновременно значительно выросли затраты на команду и инфраструктуру, говорится в документе.

Пресс-службы «В Контакте» и Mail.Ru не стали комментировать причины снижения прибыльности соцсети.

По словам директора портала Liveinternet Германа Клименко, основной источник затрат «В Контакте» — это трафик.

— Серверы обслуживают колоссальные объемы. Я думаю, что доходы растут не пропорционально затратам. Если мы сравним «В Контакте» и «Одноклассников», то увидим, что монетизация «В Контакте» находится на детском уровне. У «Одноклассников» рекламой занят почти каждый угол, а у «В Контакте» два невзрачных баннерочка, — рассуждает Клименко. — Ресурс растет, «кушает» больше, а глава «В Контакте» Павел Дуров не занимается рекламой — в том смысле, как мы привыкли. Павел грешит тем, что пытается изобрести чужой велосипед. Он изобрел соцсеть, а технологию продажи рекламы нужно доверять профессионалам. К примеру, стоит этой сети поставить баннер вверху страницы — и они сразу $3–5 млн в месяц будут зарабатывать. Проблема, видимо, в том, что Дуров не хочет увеличивать рекламную нагрузку.

По мнению Клименко, недавняя продажи 48% соцсети ее акционерами Львом Левиевым и Вячеславом Мирилашвили может объясняться именно дивидендной политикой Дурова.

— Это не их бизнес. Есть фундаментальные инвесторы, они могут положить $2 млн — и пусть лежат. А Левиев — спекулянт, и в этом нет ничего плохого. Рост акций прекратился, надо выходить, — рассуждает эксперт. — Увидев, что Павел не собирается переходить на дивидендные отношения с инвесторами, они захотели продать долю. Обидно, когда компания стоит $1 млрд, а заработать на ней можно $1 млн. Она должна давать $100 млн.

В ходе обсуждения падения прибыли в самой соцсети «В Контакте», о причинах ее снижения высказался сам Павел Дуров. По его словам, на прошлый год пришлись инвестиции в оборудование «альтернативных площадок» в Ленинградской области. Теперь компания не находится в полной зависимости от единственного поставщика серверных площадей, принадлежащего «недавно вышедшим акционерам». Заодно удалось снизить расходы на серверы и трафик, сообщил глава компании.

12% «В Контакте» принадлежат главе компании Павлу Дурову (основной владелец Mail.Ru Алишер Усманов дал ему право управлять 39,99%, принадлежащими Mail.Ru). В середине апреля нынешнего года инвестиционный фонд United Capital Partners (UCP), основным владельцем которого является Илья Щербович, закрыл сделку по приобретению 48% акций соцсети у сооснователей «В Контакте» Вячеславаа Мирилашвили и Льва Левиева.