Штраф за пение под фонограмму предлагают увеличить до 1 млн рублей

Сенатор Евгений Тарло подготовил проект закона, который осложнит жизнь многих звезд поп-музыки
Алена Сивкова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин

В Совете Федерации хотят серьезно наказывать недобросовестных организаторов концертов, которые не предупреждают зрителей о том, что исполнители выступают под фонограмму. Сенатор от Тамбовской области Евгений Тарло разработал новый проект закона «О запрете фонограмм», который предусматривает более строгие санкции для устроителей — штраф от 800 тыс. до 1 млн рублей.

Летом прошлого года Тарло уже вносил подобный законопроект на рассмотрение Госдумы, но отозвал документ для доработки деталей. В прошлом варианте закона штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предполагались на порядок меньше — от 250 тыс. до 400 тыс. рублей. При повторном нарушении виновников предполагалось лишать возможности организовывать концерты на срок от трех до пяти лет.

— Сейчас в КоАПе штраф всего 3 тыс. рублей, — напоминает сенатор. — Организаторы получают 20 млн рублей, а штраф всего лишь 3 тыс. Поэтому у нас штампуют на конвейере всяких бездарностей, которые не умеют петь. Я хочу поставить заслон им. Чтобы нас предупреждали: «Извините, у меня красивые глазки, ножки, смотрите на меня, но я не пою».

Тарло добавил, что информация об использовании фонограммы должна быть доступна потребителю при покупке билета. Кроме того, предупреждения об использовании «фанеры» должны размещаться на афишах и в анонсах мероприятий, в том числе в СМИ.

Депутат от «Единой России» и оперная певица Мария Максакова-Игенбергс поддерживает инициативу Евгения Тарло и считает предлагаемый размер штрафа достаточным, чтобы избавиться от «фанерных» певцов и певиц.

— Мы же, когда выбираем стоматолога, выбираем того, кто лечит зубы, а не имитирует лечение, — добавила она.

Музыкальные исполнители неоднозначно восприняли инициативу члена Совета Федерации. Певец Прохор Шаляпин — потомок тех самых Шаляпиных — рассказал, что зачастую организаторы не могут предоставить условия для пения вживую.

— Я поддерживаю закон, но вообще на стадионах и других огромных площадках, если говорить артистическим сленгом, просто нет звука. Артисту приходится петь под «фанеру», но это не значит, что он не умеет петь, — рассказывает Прохор.

Без фонограммы не может обойтись большинство современных концертов, добавляет музыкальный критик Артемий Троицкий.

— Если это не Кобзон, а рок-группа или поп-певица или певец, то огромное количество звуков идет с фонограмм, — говорит он. — Парламент страны лезет в это от нечего делать. Закон абсурден, сенаторы не представляют, что такое современная музыка и современный концерт.

По словам Троицкого, популярные зарубежные исполнители также не пренебрегают фонограммами. Так, Бьйорк и Depeche Mode во время концертных туров в Москве пели с использованием технических средств, добавляет он.

Финалист телевизионного проекта «Фабрика звезд» Антон Зацепин, наоборот, считает, что предлагаемые санкции помогут очистить эстраду от безголосых исполнителей.

— Пусть штрафуют, я работаю живьем. Надеюсь, что поменьше наконец станет «фейков», а у талантливых исполнителей будет побольше работы. А то выходят всякие девочки а-ля «Поющие Трусы» и поют под фонограмму, — говорит он.

Евгений Тарло внесет новый вариант закона «О запрете фонограмм» на рассмотрение Госдумы уже в мае.