В ГМИИ имени Пушкина показывают женские прелести

На выставке «Обнаженные. От мрамора к фотографии» можно посмотреть на «Еву» Родена и фотоработы в жанре ню
Ольга Завьялова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Экспозиция «Обнаженные. От мрамора к фотографии» составлена из снимков, которые когда-то украшали страницы журнала Vogue — он и предоставил их для показа широкой публике.

Выставка с обнаженной натурой, считает директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, должна «очистить отношение к теме».

— Взгляд на обнаженное тело может быть очень разным, — сказала «Известиям» г-жа Антонова. — К сожалению, много грязного отношения к этой теме, отношения, как говорится, из подворотни. Очень важно чисто, грамотно, глубоко научить понимать, что есть человек не только в одежде, но и без нее. И помочь понять, почему к человеческому телу приковано такое огромное внимание художников во всем мире. Если нам удастся немножко очистить нашей выставкой отношение к этой теме, прежде всего у молодых людей, мы будем считать свою задачу выполненной.

В каждом из залов также выставлены картины или скульптуры выдающихся мастеров.

Некоторые из них куратор выставки Ольга Аверьянова выгодно расположила по соседству: «Ева» Родена гармонично смотрится рядом с фотографией Патрика Демаршелье, с которой целомудренным взглядом смотрит Клаудиа Шиффер.

Еще одна особенность выставки — в экспозиции почти нет работ, героинями которых стали дамы с пышными формами. Исключением как раз стали две скульптуры: «Сидящая женщина» Корнелиса Зитмана и «Женщина с зеркальцем» Фернандо Ботеро.

Среди фотографий только одна показывает действительность не приукрашенной. Это работа Энни Лейбовиц, где запечатлена британский дизайнер Вивьен Вествуд с мужем Андреасом Кронталером: немолодая женщина с плотной фигурой, бледной кожей и огненно-рыжими волосами сидит на тахте в темной обшарпанной комнате.

Многие фотографии демонстрируют прелести известных моделей. На одной из фотографий Питера Линдберга — молодая Наоми Кэмпбелл, еще ничем не напоминающая будущую «черную пантеру». На другом фото модель прикрыла голову снятой кофточкой. И если бы не подпись, опознать в совсем не худощавой даме Милу Йовович было бы невозможно.

Среди дамского общества красуется единственный портрет обнаженного мужчины: знаменитая фотография Рудольфа Нуреева, сделанная Ричардом Аведоном в 1961 году.

По мере просмотра возникает ощущение, что работы современных тружеников объектива не всегда дотягивают до звания шедевра. В отличие от фотографов 1930-х, каждый кадр которых — истинное произведение искусства, нынешние представляют в основном интересную работу с предметами, красивые лица и вычурные позы. Фотографии их предшественников не уступают по степени эмоционального воздействия полотнам Гогена, Ренуара, Серова, выставленным тут же. А многие модные кадры последнего десятилетия смотрятся, увы, конфетной оберткой.