«Аммоний» подорожал в 2,5 раза

Татарские власти просят ВЭБ увеличить кредит по проекту, несмотря на условие банка не финансировать дополнительные капзатраты
Александра Ермакова
Фото: himtrade.ru

Президент Татарстана Рустам Минниханов и руководство ОАО «Аммоний» обратились в ВЭБ с просьбой в 2,5 раза увеличить сумму кредита, привлеченного на строительство завода «Аммоний» в городе Менделеевске. Еще $190 млн в дополнение к уже полученным $140 млн требуется на объекты внешнего обеспечения — здания и коммуникации. При этом по условиям кредитования сверхтраты по проекту будут погашаться за счет соинвестора в лице правительства Татарстана и других источников, не имеющих отношения к ВЭБу. Госбанк попросил Минниханова обосновать невозможность дофинансирования проекта из регионального бюджета. Ответа от татарских властей до сих пор нет. Банк намерен в ближайшее время провести независимую экспертизу подорожавшего проекта для оценки его рентабельности и возможности увеличения кредитной линии. Впрочем, аналитики полагают, что даже при благоприятной конъюнктуре рынка высокие затраты едва ли окупятся быстрее, чем за 8–10 лет.

О том, что правительство Татарстана запросило дополнительное финансирование на проект «Аммоний» за счет госбанка, «Известиям» рассказал источник в правительстве. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил руководству банка изучить вопрос увеличения стоимости проекта и доложить о результатах. Как рассказали изданию в ВЭБе, госбанк в ближайшее время проведет независимую экспертизу, для того чтобы решить вопрос возможного увеличения кредитной линии.

— Правительство Татарстана информацию о причинах невозможности покрытия капзатрат по проекту за счет средств субъекта не предоставляло, — сообщили в пресс-службе ВЭБа.

Госбанк финансирует строительство завода совместно с иностранными банками, среди которых Sumitomo Mitsui Banking Corporation, The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Ltd., Mizuho Corporate Bank, Ltd., J.P. Morgan Limited и Citi. Соответствующее кредитное соглашение сроком на пять лет на сумму $500 млн было подписано в сентябре 2011 года. Еще $1 млрд на 14,5 года для закупки оборудования предоставил Japan Bank for International Cooperation (JBIC).

По данным ЕГРЮЛ, 46,4% ОАО «Аммоний» принадлежит ООО «Татаммоний», у Инвестиционного венчурного фонда Республики Татарстан — 33,6%, самому ВЭБу принадлежит 20%. Строительство завода началось в октябре 2011 года. Планируется, что комплекс по производству минеральных удобрений будет достроен к концу 2014 года. Производство начнется в I квартале 2015 года, к концу того же года предприятие должно выйти на проектную мощность.

Комплекс будет включать совмещенный агрегат по производству аммиака/метанола мощностью 717,5 тыс. т аммиака (без производства метанола) в год или 455 тыс. т аммиака и 238 тыс. т метанола. Также будет запущен агрегат гранулированного карбамида мощностью 717,5 тыс. т в год. Мощность действующего производства аммиачной селитры планируется довести до 450 тыс. т в год.

В проекте принимают участие иностранные подрядчики — японские компании Mitsubishi Heavy Industries (MHI), Sojitz Corporation и Китайская национальная химико-инжиниринговая корпорация (CNCEC). Генеральный проектировщик с российской стороны — Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза (НИИК). Именно по договору между «Аммонием» и НИИКом стоимость работ выросла в 2,5 раза — со $140 млн до $330 млн.

Как рассказал источник, близкий к проекту, «большое влияние на цену контракта оказывает выбор субподрядчиков, на который влияет заказчик». В пресс-службе президента Рустама Минниханова, а также в «Аммонии» не смогли ответить на вопросы «Известий». Представители НИИКа от комментариев отказались.

ВЭБ уже информировал ОАО «Аммоний» о том, что готов выделить дополнительные средства, в случае если проект будет признан рентабельным и покроет увеличенные расходы. По мнению аналитика Номос-банка Юрия Волова, сейчас конъюнктура на рынке удобрений благоприятна, завод будет прибыльным. Но с учетом высоких капзатрат предприятие вряд ли окупится ранее чем за 8–10 лет. Аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг полагает, что срок окупаемости будет чуть меньшим при условии соблюдения графика строительства.

— Если завод начнет работать в 2015 году, инвестиции в производство должны окупиться в течение 6–7 лет, — считает Бирг.