Следствие собирает должников «Мотовилихи» в уголовное дело

МВД ищет виновников в причинении ущерба почти в 70 млн рублей крупному оборонному предприятию
Дмитрий Евстифеев, Анастасия Петрова
Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Мамонтов

Следователи ГУ МВД по Пермскому краю возбудили уголовное дело о хищении почти 70 млн рублей у одного из крупнейших в России оружейных холдингов — ОАО «Мотовилихинские заводы» («Мотовилиха»). Дело возбуждено по факту, и пока в нем нет подозреваемых и обвиняемых. Однако одним из его фигурантов может стать экс-депутат Госдумы и бывший сити-менеджер Казани Марат Загидуллов, имевший отношение к управлению заводом с 2002 по 2009 год. Гендиректор «Мотовилихи» Николай Бухвалов считает, что именно Загидуллов влиял на принятие решений советом директоров о выдаче кредитов сторонним компаниям, из-за чего холдинг потерял около 1,268 млрд рублей.

Поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 165 УК («Причинение имущественного ущерба») стало обращение гендиректора «Мотовилихи» Николая Бухвалова к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Он просил главного следователя страны разобраться, как экс-депутат Госдумы Марат Загидуллов управлял заводом в середине нулевых.

Как следует из заявления Николая Бухвалова, с 2002 по 2009 год Загидуллов, будучи фактически руководителем предприятия, вместе с другими членами совета директоров причинил холдингу огромный ущерб. Схема, по мнению Бухвалова, была следующей: в период с 2004 по 2006 год «Мотовилихинские заводы» предоставили кредиты различным компаниям, большинство из которых до сих пор не возвращены.

В частности, гендиректор «Мотовилихи» сообщал, что 9 февраля 2006 года с одобрения совета директоров холдинг выдал заем компании ООО «Эколизинг» на сумму 100 млн рублей на срок до 8 февраля 2007 года. При этом кураторами сделки выступали гендиректор ЗАО «Финансовый дом «Русь» Олег Ощепков и финансовый директор компании Зоя Якимчук, которые на момент ее совершения входили в совет директоров «Мотовилихи». Фактическим же владельцем «Финансового дома «Русь», по данным Бухвалова, на тот момент являлся сам Марат Загидуллов. Гендиректор «Мотовилихи» утверждал, что часть кредита «Эколизинг» так и не вернул.

ГУ МВД по Пермскому краю провело проверку по заявлению Бухвалова и выяснило, что до 1 февраля 2009 года ООО «Эколизинг» вернуло «Мотовилихе» 33,2 млн рублей. Остальной долг в 66,8 млн рублей был переведен на ООО «ЭкоТрансЛизинг». По версии следствия, для этого представители «Эколизинга» убедили замдиректора «Мотовилихи» Алексея Антипова в том, что у этой компании якобы есть достаточно средств, чтобы погасить кредит. С 1 февраля 2009 года компания «ЭкоТрансЛизинг» игнорировала выплаты, а 17 февраля 2011 года обратилась в Арбитражный суд Москвы с заявлением о банкротстве.

24 февраля 2011 года суд признал «ЭкоТрансЛизинг» банкротом, после чего компания была ликвидирована вместе со всеми долгами, которых накопилось около 225 млн рублей, в том числе и 66,8 млн рублей займа «Мотовилихи».

Таким образом, следователи ГУ МВД по Пермскому края нашли в этой истории признаки преступления по ст. 165 УК («Причинение имущественного ущерба»).

— Мы удовлетворены тем, что по заявлению руководства «Мотовилихи» возбуждено уголовное дело, — сообщил «Известиям» мажоритарный акционер и член совета директоров предприятия Юрий Медведюк. — Это подтверждает, что сведения, изложенные нами в заявлении, соответствуют действительности.

Неделю назад ГУ МВД по Пермскому краю возбудило уголовное дело о мошенничестве по факту хищения у «Мотовилихи» 15-процентного пакета акций. Стоимость пакета пока неизвестна, проводится оценочная экспертиза. Полицейские не раскрывают подробностей аферы, так же как и имена фигурантов этого дела.

ОАО «Мотовилихинские заводы» — одна из крупнейших российских оружейных компаний, объединяющая металлургический и машиностроительный комплекс. Холдинг был основан в 1736 году как медеплавильное предприятие. Сейчас «Мотовилиха» выпускает полевую и самоходную артиллерию, реактивные системы залпового огня «Ураган», «Град» и «Смерч», а также различную гражданскую строительно-дорожную технику и нефтепромысловое оборудование.