Быстрицкая: «Талант без труда пропадает, труд без таланта — никчемен»

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая — о звездной Аксинье, бильярде с Жириновским и дружбе с Людмилой Зыкиной
Анна Позина
Фото: Игорь Захаркин

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая отмечает свое 85-летие. Незадолго до сегодняшнего празднования юбилея в Кремлевском дворце актриса пообщалась с корреспондентом «Известий».

— Вы встретили войну, работали в военном госпитале. Все последующие жизненные невзгоды казались вам мелочью?

— Я могу сказать, как я представляю эти дни, месяцы и годы. Я претворяла мечты в реальность, добивалась, делала то, что мне очень хотелось. Всегда все делала до предела. И если что-то не получалось в итоге, только тогда я понимала, что берусь не за свое дело.

— Ваша первая звездная роль — роль Аксиньи. Говорят, что на нее вас утвердил сам автор «Тихого Дона», Михаил Шолохов?

— Так и было. Дело в том, что я приезжала на пробные съемки несколько раз, знала, что на эту роль пробуются и другие актрисы, известные, и я попросила второго режиссера, Клавдию Ивановну Николаевич сообщить мне, удачны мои пробы или нет. Я боялась попадаться на глаза Шолохову, считала, что для Аксиньи не гожусь. У меня не было достаточной уверенности. Клавдия Ивановна мне позвонила и сказала, что эту роль буду играть я. Это было после того, как Шолохов приехал утверждать исполнителей. Он утвердил не только меня, но и исполнителей на другие роли. Мне известно было, что он сказал: «Так вот она!» А на праздновании его столетнего юбилея его дочь рассказала, что когда Шолохов начал работу над сценарием, ему дали мою фотографию и сказали, вот тебе будет Аксинья. Я-то считаю, что я выиграла пробу, потому что лучше всех сыграла. Но после рассказа дочери Шолохова поняла, что он узнал меня по той фотографии.

— Какие еще роли вы любите и вспоминаете с теплотой?

— У меня их четыре. Это роли в фильмах «Неоконченная повесть», «Добровольцы», «Все остается людям», «Николай Бауман».

— Почему вы хотели служить именно в Малом театре?

— Это смешная деталь, но это правда. Когда я училась в институте, еще в Киеве, Малый театр приезжал на гастроли. Я увидела четыре спектакля: «Порт Артур», «Варвары», «Калиновая роща», «Волки и овцы». И подумала: «Да, вот это настоящий театр!» Когда я снялась в «Тихом доне», а я всегда знала, что хочу в театр, думала о том, куда бы мне пойти. И моя партнерша по Вильнюсскому театру, Леночка Аросева, сестра Ольги, сказала: «Иди в Малый, тебе там будет хорошо». После этого я позвонила Михаилу Цареву, попросила о встрече, сказала, что мечтаю работать в Малом театре. Он сказал, хорошо, вам позвонят через пару недель. Через пять дней мне позвонили и предложили прочитать пьесу «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда. Полтора года я была на договоре, а после премьеры этого спектакля меня взяли в штат. Я проработала в Малом театре с 1958 года, то есть уже 55 лет.

— Как вы считаете, что важнее для актрисы: талант или труд?

— Никогда не могла определить, что талант, а что труд. Я не могла этого понять ни у себя, ни у других. Я думаю, что талант без труда пропадает, труд без таланта — никчемен. Характер формируется независимо от нашего желания, он формируется благодаря жизненным преградам, которые приходится преодолевать, обстоятельствам. Характер формируется через жизнь. Это мое убеждение.

— Вы до сих пор играете на бильярде и Жириновского недавно обыграли.

— Да, это было на Кубке Кремля. Бильярдисты меня уважают, потому что я помогла в свое время организовать Федерацию бильярда и до сих пор у них почетный президент. Они пригласили меня и пришлось играть с Жириновским, у которого я выиграла в последнем шаре. Он тогда сказал: «Женщинам надо уступать». Но я не удержалась и добавила: «Мы все знаем, как вы это делаете».

— В последние годы вы поете с ансамблем «Русская песня», созданным Людмилой Зыкиной.

— Я пела всегда, но я не пела с оркестром до 1985 года. В 1985 году в Театре эстрады был спектакль, который назывался «Случайный вальс» по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Там пела я и мои ученицы. Петь я начала еще, живя на Украине, там же все поют. На Украине нет драматических театров, а есть национальные музыкально-драматические. На учебу не принимают, если у человека нет голоса и слуха. На Украине я танцевала в Нежинском театре в спектакле «Маруся Богуславка», потом еще и в балетной школе училась.

— Вы дружили с Людмилой Зыкиной. О ней сейчас делают ТВ-сериал.

— Я отказалась в нем сниматься. Мне не нравится, что об этой великой и душевной певице сегодня рассказывают, в основном обсуждая ее бриллианты и родственников, — кто кого обворовал и все в таком духе. Мне не дали сценарий, когда я попросила мне его показать. Поэтому и решила, что мне это не надо. Не хочу помогать лгать. Да, она любила красивые украшения, ей нужно было их надевать, выходя на сцену. Но для нее самым главным в жизни было пение. У нее был совершенно немыслимой широты диапазон, дивный звук и главное — фантастическое понимание русской песни и романса.