Минтранс пожалел автоперевозчиков

Тахографы разрешено не ставить на транспортные средства, обслуживающие городские маршруты, а за отсутствие ГЛОНАСС обещают пока не наказывать
Иван Чеберко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Денис Медведев

Министерство транспорта пошло на существенные послабления в отношении автоперевозчиков, которым с 1 апреля грозят крупные штрафы за отсутствие ГЛОНАСС-оборудования и тахографов (выполняют роль автомобильного «черного ящика», записывая параметры движения, стоянок и режим работы водителей).

Перечень транспортных средств (ТС), подлежащих обязательному оснащению тахографами, радикально укорочен, а за отсутствие ГЛОНАСС-оборудования пока не планируется карать по всей строгости. Сами перевозчики признают, что пока должным образом оснащено не более 20% транспортных средств, подпадающих под регулирование.

С 1 апреля 2013 года вступают в силу изменения в КоАП РФ, устанавливающие ответственность водителей за управление транспортным средством с нарушением правил использования тахографов. Это касается пассажирского и грузового транспорта (категорий М2, М3 и N2, N3). За отсутствие тахографа или нарушение правил его работы водителям грозит штраф от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, владельцам транспортного средства — 5–10 тыс. рублей.

Под давлением транспортников в последний момент Минтранс выпустил приказ № 36, заметно сузивший перечень ТС, для которых наличие тахографа обязательно. Из-под действия закона, предписывающего оснастить приборами 6 млн единиц транспорта, выведена большая часть — те, что работают на внутригородских и пригородных маршрутах.

Также с 1 апреля полагается взимать штрафы за отсутствие терминалов ГЛОНАСС на пассажирском транспорте и автомобилях, перевозящих опасные грузы. За каждую машину — 50 тыс. рублей с юридических лиц. Перевозчики были обязаны оснастить свои авто ГЛОНАСС-оборудованием с 1 января этого года. В феврале заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов сообщил, что контролировать наличие ГЛОНАСС будут ГИБДД и Ространснадзор. В Минтрансе (головное ведомство для Ространснадзора) «Известиям» сообщили, что в ближайшее время ужесточений не будет.

— Отдельных мероприятий Ространснадзора по контролю за наличием ГЛОНАСС на борту ТС не планируется, — заявил заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. — Мы не за революцию, а за эволюцию.

Представители транспортных сообществ выступают за отсрочку штрафных санкций к перевозчикам, ссылаясь на объективные причины, не позволившие им привести свои ТС в соответствие с новыми требованиями.

— Если с 1 апреля ГИБДД и Ространснадзор начнут жестко контролировать наличие тахографов, это может создать значительные проблемы для владельцев транспортных средств, — говорит Виталий Ефимов, председатель комитета ТПП по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников России. — Этих тахографов надо установить несколько миллионов. Технические требования к ним были выпущены только в начале этого месяца, и их массовое производство не налажено. Станции технического обслуживания могут устанавливать несколько десятков тысяч тахографов в месяц, что гораздо ниже требуемых объемов. Отсрочка карательных мер, я считаю, просто необходима.

Если буква закона будет соблюдаться строго, у представителей власти с 1 апреля появится обширная база потенциальных нарушителей.

— Новым требованиям соответствуют международные перевозчики, а уровень готовности внутрироссийских — процентов 20 максимум, — констатирует Наталья Тимофеева, председатель Союза автоперевозчиков опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. — Особенно это касается глубинки, где у перевозчиков часто просто нет денег на новое оборудование.

Импортный тахограф с установкой его на автобус стоит 30–47 тыс. рублей в зависимости от марки. ГЛОНАСС-оборудование стоит от 6 тыс. рублей плюс около 300 рублей в месяц — за передачу данных в региональный центр обработки данных.