Хочешь посмеяться — поймай толстуху

Более живительного бальзама на душу смехового ретрограда, нежели новая комедия Сета Гордона, просто не сыскать
Станислав Ростоцкий
Кадр из фильма «Поймай толстуху, если сможешь». Фото: kinopoisk.ru

Ничего хорошего от нового фильма Сета Гордона «Похититель личности» (в нашем прокате превратившегося в «Поймай толстуху, если сможешь»), ждать не приходилось: критики за океаном кривились и фыркали, и даже успех в американском прокате ($124 млн за полтора месяца при бюджете в $35 млн) настраивал на лад скорее минорный. Но…

«Я хочу видеть хорошую потасовку, раскаленную кочергу, полисмена, которого разделывают на котлеты, а мне преподносят принцесс, разглагольствующих при лунном свете, синих птиц и тому подобную ерунду» — под словами честертоновского мистера Блаунта, произнесенными им некогда «с благодушием истинного варвара», без промедления подписался бы любой подлинный любитель кинокомедии.

И более живительного (пусть и с явно повышенным содержанием холестерина) бальзама на душу такого смехового ретрограда, нежели «Толстуха», просто не сыскать. Это во всех смыслах неожиданный, но от того еще более ценный подарок для тех, кто чувствует себя неуютно в пространствах голливудской потехи в ее современном изводе. Кто без особого восторга относится к сюжетам о пубертатной гиперсексуальности и тщетных попытках расстаться с невинностью хотя бы в компании «американского пирога». Но при этом откровенно устал вместо экрана смотреться в кривоватое зеркало и ассоциировать себя с персонажами Джадда Апатова.

В один далеко не прекрасный день Сэнди Патерсон (Джейсон Бейтман) — бизнесмен средней руки, «вполне довольный сам собой, своим обедом и женой», обнаруживает, что некто воспользовался его персональными данными. В сущности, присвоил себе его личность (в той степени, в какой она проявляется при пользовании кредитными карточками), и теперь какой-то другой (или другая) Сэнди колобродит по стране, оставляя щедрые чаевые в салонах красоты.

Попавший по такому случаю в серьезные неприятности, Патерсон предпринимает собственное расследование и выходит на след корпулентной и преисполненной оптимизма мошенницы Дианы (Мелисса Маккарти), для которой примерять чужие обличья — дело привычное. Чтобы не вылететь с работы и не попасть в тюрьму, Сэнди должен доставить свое негаданное альтер эго к следователю, из Майами в Денвер. И желательно без приключений...

Большинство фильмов, с которыми новоявленный хит должно, да и хочется сравнивать, давно разменяли четвертый десяток и осели на подкорке на правах безусловной классики: «Джек-попрыгун» Пенни Маршалл (1986), «Самолетом, поездом, автомобилем» Джона Хьюза (1987), «Успеть к полуночи» Мартина Бреста (1988) — «все, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив». На подпольном видеорынке конца 1980-х «Толстуху» оторвали бы с руками, затерли до дыр — и поделом.

Несмотря на, скажем так, физиономическую неоднозначность исполнителей главных ролей, к ним нет да и не может быть никаких претензий. Джейсон Бейтман в главной роли видится идеальным преемником истинных королей направления «яппи в опасности» Чарльза Гродина и Джона Риттера, а Мелисса Маккарти умудряется соединить в себе одновременно все лучшее от таких диаметрально непохожих лицедеев, как Вупи Голдберг и Джон Кэнди.

А в качестве пресловутого «полицейского, разделываемого на котлеты», на которого валятся все предусмотренные жанром синяки и шишки, выступил — и абсолютно безупречно — Роберт Патрик в роли неуничтожимого коллектора, которому, в сущности, не нужно было подражать никому, кроме самого себя в роли «жидкого терминатора» из одного некогда очень популярного фильма 1991 года.

В те баснословные года комедия подобного сорта не могла обойтись как минимум без нескольких обязательных элементов, наиболее виртуозным среди которых являлся, безусловно, лирический монолог главного героя, срывающего на время потешную маску и делящегося со своим напарником чем-то самым сокровенным — когда оказывается, что его поведение, смешное или возмутительное, имеет под собой куда как веские основания.

Имеется соответствующая сцена и здесь — Маккарти отыгрывает канонический скетч так, что в горле першит и у самого завзятого циника. Воистину, где толсто — там и рвется.

Джейсон Бейтман: «Контролируйте желания, они имеют свойство сбываться»

В фильме «Поймай толстуху, если можешь» Джейсон Бейтман («Козырные тузы», «Королевство», «Джуно») не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве продюсера. Корреспондент «Известий» Анна Павлова встретилась с актером в Беверли-Хиллс.

— С чего вы начали работу над картиной?

— Со сценария, естественно. Изначально, правда, он был написан на героя-мужчину, но мы решили переписать его под женский образ, можно сказать, под Мелиссу Маккарти и писали.

— Почему именно Мелисса?

— Я давно был влюблен в нее как актрису — еще со времен «Девичника в Лас-Вегасе», и нам повезло, что на тот момент она не была занята. Мы встретились, я заплатил за ланч, если говорить о подробностях, хотя она не захотела много кушать.

— Понятно, берегла фигуру для вашего фильма. А чем вам понравился сюжет, он ведь достаточно тривиален?

— Мне нравится, когда герои в картине активно взаимодействуют и создают смешные ситуации. И когда режиссер предложил, чтобы Мелисса ударила меня по лицу, я решил, что это будет смешно. Так и оказалось, хотя, сознаюсь, в последний момент я испугался — при таком профессиональном ударе она могла меня просто вырубить.

— Ваш герой стал жертвой аферистки. У вас лично когда-нибудь крали кредитные карты?

— Предпочитаю хранить деньги наличными либо покупать жене бриллианты, чтобы не сильно переживать, если кто-то опустошит мой банковский счет (смеется).

— Что вам больше всего нравится в вашей профессии?

— Мне нравится притворяться другим человеком и делать это с долей юмора.

— Какой совет вы бы дали начинающим актерам?

— Я считаю, что актерская работа для тех, кто не может без нее жить, только такие люди могут чего-то добиться в этой сфере. Еще нужен шанс, везение. Я бы сравнил свои отношения с этой профессией с отношениями парня и девушки в школьные годы. Никогда не знаешь, чего от нее ожидать.

— Вы не скрываете, что долгое время имели проблемы с алкоголем.

— Да, у меня были проблемы с алкоголем, а также с кокаином и галлюциногенными грибами. Но в какой-то момент всё это мне надоело, и я решил остановиться. Теперь я больше не пью и ничего не употребляю.

— А что взамен?

— Каждый день бегаю по 5 миль. Раньше бегал по улицам, а сейчас — дома, на беговой дорожке перед телевизором. Смотрю разные реалити-шоу — и бегу.

— На что вы никогда не жалеете денег?

— Мне нравится техника. Часто обновляю компьютеры.

— У вас есть девиз?

— Надо контролировать свои желания, поскольку они имеют свойство сбываться.