Театр Вахтангова открыл театральную студию спектаклем «Птицы»

В первой постановке юные студийцы рассуждают о политике и подтрунивают над коллегами
Фото: Валерий Мясников, предоставлено пресс-службой Театра им. Евг. Ватангова

Вахтанговский театр открыл новую экспериментальную площадку. Набранная худруком Римасом Туминасом Студия при театре продемонстрировала свои первые достижения — на открытии молодой режиссер Михаил Милькис выпустил премьеру «Птицы» по Аристофану.

Крошечное пространство нового театрика, разместившегося в переулке неподалеку от основного здания Театра им. Евг. Вахтангова, с трудом вместило всех желающих. На маленькой сцене под аккомпанемент гитары (на ней играл сам режиссер) новоиспеченные студийцы по-своему прочитали комедию древнегреческого комедиографа, впервые поставленную в 414 году до нашей эры.

В результате от многословного памятника литературы ожидаемо остался сюжет о странствующем афинянине Писфетере, свергнувшем богов и построившем город птиц. Вокруг истории тирана, обаятельно сыгранного Эльдаром Трамовым, Милькис выстроил хитроумную конструкцию.

Перемешал не потерявшие актуальности монологи воинствующих птиц с лирикой Бродского, размышления о свободе — с комическими сценками, не удержался от сатиры на злобу дня. Авансом начинающий режиссер посмеялся над театральной общественностью, которую в спектакле иронично играет напыщенная тройка во фраках.

Вместе со зрителями любители прекрасного наблюдают за сюжетом античной комедии, то и дело прерывая действие сплетнями о недавнем конфликте в театре имени Зевса или громким шепотом сообщая в мобильник: «Не могу говорить — я в театре».

До взрослого театра ученическая работа Милькиса пока не дотягивает. По внятности концепции и строгости композиции «Птицы» если не хромают на обе ноги, то прихрамывают. Спектакль не лишен обаяния и азарта, а режиссер — насмотренности и хорошего вкуса.

Главное достоинство первой работы Студии при Вахтанговском — интересные актерские индивидуальности. В каждом молодом актере хочется угадать будущую гордость труппы Театра Вахтангова. Не успевшие обрасти штампами, участники студии не скупятся на эмоции, получают удовольствие от игры, что не может не передаваться зрителю.

В финале постановки, оцепив кольцом спящего Писфетера, они шепчут, заклинают, пророчат: «Театра больше нет, он устал от нас». И здесь явно лукавят. К молодежи, набранной в новую вахтанговскую студию, театр только присматривается.