Приватизация госкомпаний может нарваться на амбиции России по созданию Международного финансового центра. По информации «Известий», Минэкономразвития считает, что на Московской бирже (бывшей ММВБ–РТС) сложно полноценно и эффективно продать в частные руки акции крупнейших госкомпаний.
Во имя МФЦ
О возможности того, что приватизационные сделки будут проходить именно на российских биржах, в конце января 2013 года заявлял Владимир Путин, а поручение проработать этот вопрос он дал на месяц раньше — 22 декабря. По мнению президента, на отечественных площадках можно привлечь не меньше средств, чем при проведении IPO за рубежом.
Концепция управления федеральным имуществом до 2018 года, недавно представленная Росимуществом, предусматривает приватизацию по «дорожным картам» — этой весной, как ожидается, будет готово около двух десятков таких индивидуальных планов. Тогда станет понятно, на каких принципах организуют распродажу таких активов, как банк ВТБ, «Роснефть», «РусГидро», «Интер РАО», «Совкомфлот» и других.
Ожидается, что по каждому из них правительство вынесет отдельное решение, при этом, как утверждают источники «Известий» в кабмине, велика вероятность, что банки ВТБ, Сбербанк, а также некоторые другие активы (например, «Алроса» и «Совкомфлот») перейдут в частные руки путем размещения их акций на российской фондовой площадке ММВБ–РТС. 8 февраля руководитель экспертного управления администрации президента Ксения Юдаева заявляла, что продажа акций приватизируемых российских компаний на отечественных биржах является основным условием для превращения Москвы в Международный финансовый центр.
Московская биржа пока не вполне готова
Ведомства, конечно, хотят сделать ставку на российского продавца и на российского покупателя, рассказал «Известиям» источник в Федеральной службе по финансовым рынкам.
— Приватизацию необходимо проводить на российских биржах при участии российских брокеров. При этом можно рассмотреть несколько вариантов участия иностранных инвесторов: формирование книги заявок на внутреннем и внешнем рынках; размещение среди внутренних инвесторов, а через определенный временной интервал — среди неограниченного круга инвесторов; размещение только через российскую биржу через российских брокеров. Кроме того, рассматривается возможность установления предельной доли акций, допускаемых к обращению за границей, — сказал источник ФСФР.
Но технически отечественные приватизационные IPO будет осуществить в Москве сложно. Об этом глава Минэкономразвития Андрей Белоусов написал премьер-министру Дмитрию Медведеву. В его письме (копия есть у «Известий») говорится, что действующая структура объединенной биржи ММВБ–РТС не позволяет использовать полноценный механизм размещения, что отразится на спросе акций и, как следствие, на цене размещения.
Опасения внушает то, что работа центрального депозитария до сих пор не налажена, как не отрегулирована и система расчетов, соответствующая международным стандартам, а без этого интернациональные сделки не пойдут, следует из письма. Кроме того, недостаточно развита локальная база инвесторов, считают в Минэкономразвития.
Примерно о том же 31 января заявлял предправления банка ВТБ Андрей Костин.
— На сегодня, на мой взгляд, у нас недоработан целый ряд инфраструктурных вещей. Принципиальным является включение Euroclear в России в работу по акциям, — говорил он. — Мы работаем с правительством в этой части с тем, чтобы максимально быстро завершить те процедуры, которые способствуют созданию эффективной структуры финансового рынка в России.
Зампредседателя правления Московской биржи Андрей Шеметов, впрочем, сказал «Известиям», что инфраструктура площадки готова к проведению любых сделок — как приватизационных сделок компаний с участием государства, так и любых других.
— Центральный депозитарий признан международными институтами, счета номини [номинального держания] начинают открываться. Успешное публичное размещение капитала Московской биржи на собственной площадке наглядно показало готовность российской биржевой инфраструктуры к крупным размещениям, — добавил Шеметов.
Ответственность за хорошее размещение
Официально комментировать вопрос в Минэкономразвития и Росимуществе не стали, однако, по мнению экспертов, опасения экономического ведомства небезосновательны.
— Намерение властей провести приватизацию на российских фондовых площадках, развивая тем самым финансовый рынок в стране, понятно. Но инфраструктура объединенной биржи на данном этапе не вполне готова для указанных целей, — говорит главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов.
— Инфраструктура ММВБ либо уже приближена к международным стандартам, либо закончат приводить ее в ближайшее время, по крайней мере, по заявлениям самой биржи, — парирует управляющий портфелем Allianz Investments Олег Попов.
— В настоящий момент на бирже происходят серьезные изменения, которые затрагивают все аспекты деятельности: депозитарий, клиринг, организацию торгов, быстродействие системы. Что-то уже сделано, как, например, Центральный депозитарий и допуск Clearstream, что-то предстоит сделать: в I квартале запускается новый режим торгов T+2, который более привычен иностранным инвесторам, на очереди система клиринга, — поясняет начальник отдела инвестиционных технологий ИФК «Солид» Александр Барынин.
Кроме того, если говорить о возможном размещении акций на бирже, то финансовые риски могут быть связаны со значительными расходами на подготовку публичного предложения, в случае если сделка не будет осуществлена. Большее значение имеют риски скорее политические, а также ответственность власти перед обществом и гражданами-миноритариями.
— Продавая акции путем публичного предложения, государство закладывает стандарты для всего рынка. Нужно, чтобы приватизируемое общество соответствовало лучшим мировым стандартам, и чтобы процедура приватизации была справедливой, и чтобы инвесторы остались довольны. К сожалению, по прошлому опыту у определенной группы миноритарных акционеров сформировался уже негативный опыт от подобных сделок, — говорит советник DLA Piper Александр Клочков.
— Из тех, кто пока не допущен к торгам, я думаю, вывести на биржу будет выгоднее «Транснефть», потому что, как стратегический инвестор, ею может заинтересоваться (да и позволить себе купить блокпакет с финансовой точки зрения) только «Роснефть», а это противоречит идее приватизации, — говорит аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. — Продажа же на биржу позволит привлечь фонды, которые купят акции с премией, в случае если будет высокая ликвидность по бумаге.
Что касается энергетиков, то эксперты сходятся во мнении, что эти компании, требующие крупных инвестиций, государству выгоднее будет продавать на конкурсной основе.