Когда-то Андрей (Сергей Пускепалис, 47 лет), Ирина (Светлана Ходченкова, 30 лет), а также человек, которого в фильме называют исключительно Константинов (Анатолий Белый, 40 лет), были сокурсниками.
Теперь Андрей — высококлассный хирург в районной больнице. Ирина стала его женой и работает в какой-то фирме, торгующей шампунями, а Константинов исчез на 12 лет, чтобы вернуться преуспевающим бизнесменом, специалистом по точечной застройке ЦАО Москвы.
Константинов и Ирина становятся любовниками, и теперь дама страдает, не понимая, кто ей дороже: любовник или муж. Дочь Ирины и Андрея, Ксюша, чувствует разлад и очень переживает за папу и маму.
В один ужасный день Константинов, Андрей и Ксюша совершают такой противоестественный для них поступок, как спуск в метро (спец по застройке бросил машину в пробке, а хирурга на парковке «запер» сосед), и именно их поезд попадает в страшную катастрофу. Из-за той самой точечной застройки ЦАО, которой так злоупотребляют Андрей и ему подобные, произошел обвал грунта и вода хлынула в тоннель метро.
Фильм-катастрофа, как известно, не наш жанр. То ли российское кино боится здесь соперничества с реальностью, то ли само словосочетание намекает на катастрофу в кинематографическом смысле. Так или иначе продюсер Игорь Толстунов и режиссер Антон Мегердичев рискнули и 34 года спустя после знаменитого «Экипажа» ступили на зыбкую, буквально уходящую из-под ног почву.
В фильме, как говорят в таких случаях, «всё по-взрослому». Качественная, неотличимая он настоящего метро декорация. Многочисленная, хорошо подобранная и увлеченно работающая массовка. Камера Сергея Астахова, которая летает, ползает, пресмыкается, погружается под воду, снимая ужас и боль во всех возможных ракурсах. Фирменный энергичный монтаж Мегердичева — как на ринге: удар, еще удар. Горы трупов — внизу, в тоннеле, и наверху, у выхода из метро. Мечущаяся на поверхности земли Ходченкова.
Компания из ее любовника, мужа и дочери, а также примкнувших к ним юноши и девушки (Алексей Бардуков и Екаретина Шпица), бомжихи (Елена Панова) и маленькой рыжей собачки Тявки ищет выход из тоннеля или хотя бы место, где берет сотовый телефон. Хеппи-энд не очевиден: когда отрицательный герой, циник Константинов говорит, что особо долго спасать их не будут и скоро всё зальют азотом по правилам консервации станций, ему почему-то веришь.
Что касается человеческих судеб, драм и характеров, они здесь, безусловно, вторичны. Хотя актерский состав первоклассный. Сергей Пускепалис в очередной раз доказывает, что способен вызвать сочувствие даже в образе безнадежно положительного героя. Светлана Ходченкова — что она очень одаренная и техничная артистка. Анатолий Белый, как обычно, убедительно воплощает в себе все новое, буржуазное, далеко не каждому симпатичное.
Но настоящие бенефицианты этой истории — исполнители второстепенных ролей. Супруга режиссера, Елена Панова, отринув привычный романтический образ, сыграла спившуюся экс-спортсменку, почти бомжиху и доказала, что может быть первоклассной характерной актрисой. А Дмитрий Орлов в роли телеоператора, который снимает хронику трагедии, на мой взгляд, вообще наиболее убедительный образ фильма. Чувствуются, что эпизоды с группой «Новостей» для Мегердичева, который родом из телевидения, много значат и ему есть о чем рассказать зрителю.
Означает ли всё это, что «Метро» можно смело поставить в ряд голливудских образцов жанра? Всё-таки нет. Потому что многобюджетный заокеанский блокбастер не позволил бы объявить людей разных возрастов сокурсниками. Или подарить путевому обходчику, пожилому «сморчку»-забулдыге, рекламную улыбку в 32 превосходных металлокерамических зуба.
Но это всё по большому счету не так уж важно: фильм Антона Мегердичева имеет то неоспоримое преимущество, что он отечественного производства. Это наше метро, наш Центральный округ, наша точечная застройка, от которой город скоро провалится в тартарары, и наши изнемогающие от трафика улицы, панорама которых так удачно вмонтирована в фильм.