Шойгу начал реформу военной полиции

Из состава службы выводят спецназ и бронетехнику, оставляя ей лишь комендантские функции
Алексей Михайлов, Дмитрий Бальбуров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Сергей Шойгу распорядился реорганизовать военную полицию, которая была создана при Анатолии Сердюкове. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный представитель Минобороны, Шойгу поручил Главному организационно-мобилизационному управлению (ГОМУ) Генштаба разработать новые штаты бригад военной полиции.

Если Сердюков планировал, что военные полицейские будут сами заниматься оперативно-розыскной деятельностью, вести следствие и проводить дознание по преступлениям, направленным против военной службы (самоволки, дезертирство, неисполнение приказа, уклонение от службы и т.д.), то Шойгу решил оставить в военной полиции только комендантскую службу и подразделения военной автомобильной инспекции (ВАИ).

Кроме того, из штатов специальных бригад военной полиции, которые планировалось создать в каждом военном округе, исключены мотострелковые батальоны, отряды спецназа и психологических операций, снайперские роты, водолазы, огнеметчики и другие спецбойцы.

— Формально инициатором реорганизации выступил главком Сухопутных войск Владимир Чиркин, в ведение которого входит военная полиция. Шойгу одобрил его предложение и поручил кадровикам представить новые штаты до лета, — пояснил собеседник «Известий».

Поскольку подразделения военной полиции в полной мере еще не созданы, реформа затронет единственную полицейскую часть Минобороны — 130-ю отдельную мотострелковую бригаду (ОМСБР), дислоцированную в московском районе Сокольники.

По «сердюковскому» штату полицейская бригадаиз 3,5 тыс. человек должна была включать четыре мотострелковых батальона на бронетранспортерах и множество специальных подразделений. Предполагалось, что военные полицейские будут бороться с террористическим подпольем, разведывательно-диверсионными отрядами противника, защищать государственные и военные объекты в случае войны.

Сейчас «лишние» подразделения будут расформированы, а военнослужащие из них переведены на другие должности — 130-я ОМСБР комплектуется только военнослужащими по контракту, требования к которым столь же строгие, как в спецназе или воздушно-десантных войсках.

Причина полицейской реформы в армии в том, что новое спецподразделение с множеством функций оказалось невостребовано.

— Для решения спецзадач существуют соответствующие спецподразделения. Бороться с террористами, предотвращать массовые беспорядки должны ФСБ, МВД, другие специальные структуры, а Минобороны нужно для противодействовать только военным угрозам. Создавать дублирующие структуры, замыкающиеся лично на министра обороны, практического смысла нет. К тому же в расширенном виде военная полиция не вписывалась в функционал Сухопутных войск, главкомату которого ее структурно передали, — сказал «Известиям» офицер Генштаба.

Офицер военной полиции, отвечавший за разработку штатов «сердюковских» бригад и боевых документов, пояснил «Известиям», что бригады военной полиции копировались с американских.

— Опыт войны в Ираке и Афганистане показал американцам, что военная полиция зачастую выполняет сложные задачи по стабилизации ситуации. Есть даже специальный термин stabilisation operations, под которым понимается весь комплекс по поддержанию мира, контролю за населением, защиты его от боевиков, обеспечению продовольствием и т.д. У нас такого понятия нет, — сказал он.

Офицер добавил, что в армии США есть департамент криминальных расследований, у которого широкий спектр деятельности. А в России имеются соответствующие органы — военно-следственное управление в Следственном комитете, Главная военная прокуратура в Генеральной прокуратуре, так что дублировать их функции излишне, считает он.