Трамваи получат зеленый свет «автоматом»

Переключать светофоры в угоду общественному транспорту начнут на севере столицы уже в 2013 году
Анастасия Мальцева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Зайцева

В 2014 году в Москве заработает автоматизированная система управления светофорами, которая будет отдавать приоритет на перекрестках трамваям. Об этом рассказал «Известиям» представитель рабочей группы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Калужский. В этом году столичные власти опробуют технологию на 17 светофорах, расположенных на перекрестках севера Москвы. А со следующего года «умные» светофоры начнут внедрятся в дорожную систему всего города, по 500 штук в год.

По словам Дмитрия Калужского, предварительно пилотными «пропускными» должны стать светофоры на перекрестках между улицами Героев Панфиловцев и Туристской, Панфилова и Константина Царева, а также на семи перекрестках вдоль улицы Сходненская: на пересечениях с Химкинским бульваром, улицами Нелидовская, Фабрициуса, Лодочной и бульваром Яна Райниса, а также на трех «крестах» улицы Свободы — с улицами Мещерякова, Циолковского и Тушинской.

— Автоматизированная система управления дорожным движением позволит повысить пропускную способность улично-дорожной сети города, — говорит представитель департамента. — В будущем все светофоры, которые встречаются трамваям на пути, будут включать для них зеленый свет.

Переключать свет с красного на зеленый будут сами «умные» светофоры. Информацию о приближении общественного транспорта они будут получать с помощью установленных на столбе современных дорожных контроллеров, подключенных к спутниковой системе навигации.

«Спутниковый» способ слежения подстрахуют трамвайные провода на подъездах к перекресткам — на них будут устанавливаться дополнительные контакты. Когда транспорт окажется на расстоянии 50–100 м от светофора, будет приходить сообщение для дорожного контроллера о том, что трамвай подъезжает и через несколько секунд ему нужно дать зеленый свет.

— Необходимо переделывать циклы светофоров под нужды общественного транспорта, — говорит начальник сектора путевого хозяйства технического отдела ГУП «Мосгортранс» Вадим Розалиев. — Хуже всего сегодня ситуация обстоит на углу Павелецкого вокзала, где трамвайные пути пересекают Садовое кольцо. Там два светофора соединены одним циклом и из-за этого пять маршрутов трамваев стоят перед светофором. Время ожидания доходит до четырех минут.

Вадим Розалиев отметил, что «Мосгортранс» уже писал по этому поводу жалобу в Центр организации дорожного движения, где ответили, что ничего сделать нельзя, так как всё запрограммировано. Также, по словам собеседника, светофоры мешают жизни трамваев на Варшавском шоссе.

— Там поставили специальные трамвайные светофоры, которые по циклу не совпадают со светофорами основного хода автомобильного транспорта. В результате всё Варшавское шоссе едет, а трамвай стоит, — добавляет Вадим Розалиев.

— Организовать приоритетное движение на перекрестках для трамваев в столице будет достаточно сложно в условиях особой интенсивности, — говорит начальник отдела рельсовых путей трамвая ГУП «МосгортрансНИИпроект» Андрей Рохманько. — При настройке светофора всё рассчитывается до секунды, а приход трамвая будет каждый раз вмешиваться в автоматизированную программу и перестраивать все фазы.

Между тем научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин уверен, что в Москве множество очень сложных перекрестков, где на всех конфликтующих направлениях присутствует общественный транспорт.

— На таких пересечениях эту инициативу будет невозможно реализовать, — пояснил он. — Но можно найти такие «пяточки», где это эффективно сработает. Сама по себе мера хорошая, и она широко используется в международной практике.