Мэрия запретит маршруткам останавливаться по требованию

За высадку пассажиров вне официальных остановок частных перевозчиков будут лишать лицензии
Антон Размахнин
Фото: Денис Медведев

Столичная мэрия ужесточает правила игры для маршрутных такси. В 2013 году власти могут начать расторгать договоры с перевозчиками за высадку и посадку пассажиров вне официальных остановок. Проект такого постановления подготовлен департаментом транспорта Москвы, рассказал «Известиям» источник в ведомстве. Согласно документу, выгонять с маршрута будут и за невыдачу билетов пассажирам, а также за грубые нарушения водителями правил дорожного движения, в том числе за управление машиной в нетрезвом виде и выезд на встречную полосу.

Проектом вносятся поправки в постановление правительства Москвы, регулирующее пассажирские перевозки в городе. Новации коснутся только маршруток частных перевозчиков и обойдут муниципальные автобусы, отметил собеседник в департаменте. По его словам, не грозит расторжение договоров и автобусным маршрутам, которые будут переданы частным перевозчикам на торгах по принципу «один маршрут — один перевозчик».

Лишиться права работы на маршруте перевозчик сможет за неоднократные грубые нарушения правил перевозок, среди которых также превышение скорости на 40 и более км/ч и пересечение железнодорожных путей вне переезда.

При этом сами перевозчики утверждают, что карать их за высадку пассажиров вне остановочных пунктов запрещено законом.

— По действующему федеральному Уставу автомобильного транспорта перевозчик имеет право высаживать пассажиров по требованию — в тех местах, где такая остановка не запрещена ПДД, — заявил исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.

По его мнению, лишившиеся договора с мэрией перевозчики присоединятся к уже работающим в городе более 200 «недооформленным» маршрутным линиям. Эксперт уточнил, что большинство из них — 172 маршрута — изначально были легальны, но так и не получили от мэрии паспорта маршрутов и не заключили договоры, которые необходимы были по постановлению 2006 года. В прошлом году к ним добавились около 30 новых «нелегалов»: те маршруты, у которых завершились пятилетние договоры, подписанные в 2007 году. В этом году договоры истекут у перевозчиков еще примерно на 200 маршрутах.

— Практически на всех этих маршрутах частные перевозчики продолжают работу в штатном режиме, периодически выплачивая городу штрафы в 50–100 тыс. рублей, — пояснил Свешников.

В то же время эксперты полагают, что остановки по требованию в больших городах приводят к авариям и усугублению пробок.

— Одно дело, когда в произвольном месте останавливается такси или частный автомобиль — это случайное, несистематическое явление, — пояснил сопредседатель межрегионального движения «Город и транспорт» Александр Морозов. — Другое дело, когда в произвольных местах останавливается маршрутка. Такие остановки, как правило, делаются по требованию пассажиров систематически примерно в одних и тех же местах. При этом нередко для высадки людей водители резко перестраиваются с одной полосы на другую. Таким образом, возникает угроза безопасности движения, а транспортный поток на этих участках замедляется.