Глава МИД Казахстана: «Никакого скандала вокруг Байконура нет»

Ерлан Идрисов рассказал «Известиям» о разногласиях с Россией вокруг космодрома
Алексей Андреев
Ерлан Идрисов. фото: ИТАР-ТАСС/Станислав Красильников

Министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов в пятницу 25 января завершил свой двухдневный визит в Москву на фоне громкого скандала. "Известия" ранее сообщали, что незадолго до приезда Идрисова Казахстан получил ноту российского МИДа относительно использования комподрома Байконур. О сложившейся ситуации глава казахстанского МИДа рассказал в интервью «Известиям».

- С чем связаны объявленные в прошлом месяце главой Казкосмоса планы по сокращению запусков российских ракет?

- Когда мы говорим о запусках ракет, надо понимать что речь идет о гибком процессе. В космических проектах вообще не может быть ничего «застывшего». В прошлом у нас с Россией было заранее согласованное число запусков в космос. Но жизнь предъявляет свои требования. Вдруг по каким-то обстоятельствам России надо сделать дополнительный запуск, срочно возникают некие особые условия. Скажем, Россия заранее запросила себе, условно говоря, 15 запусков в 2010 году, но потом россияне неожиданно говорят, что возникли новые обстоятельства, просят разрешения на дополнительный запуск.

- И Казахстан на это откликается?

- Правительство Казахстана всегда шло навстречу российским космическим потребностям. Тоже самое касается и нынешней ситуации. 30 января в Москву приедет наш вице-премьер Кайрат Келимбетов, встретится с российским коллегой Игорем Шуваловым и они в комплексе рассмотрят все вопросы по Байконуру. Кроме того, 28 января делегация Роскосмоса отправится в Казахстан, затем глава нашего космического агентства прибудет в Россию. Все это нормальный рабочий процесс. Мы получили информацию, что у вашей страны есть серьезные и очень конкретные обязательства в космической сфере перед другими государствами.

- Эксперты Роскомоса оценивают потери России от невыполнения этих обязательств в $500 миллионов.

- Пока это приблизительная, умозрительная цифра, все надо смотреть, обсуждать. Поймите и нашу позицию. После запусков появляются районы падения частей ступеней ракет с гептилом (составной частью ракетного топлива - "Известия") и другими вредными веществами. Сразу возникают проблемы с экологией и вопросы о компенсациях – за нанесенный ущерб. Да, Россия сделала свою часть технологических работ в этом направлении, вместо ракетоносителя «Протон-К» теперь запускается более современная модификация ракетоносителя «Протон-М», но проблемы все еще остаются.

На прошедших переговорах Сергей Лавров четко сказал, что российская сторона направила нам известную ноту по формальным принципам и очень сожалел, что это попало в СМИ, после чего начались ее неправильные интерпретации, возник излишний ажиотаж. На самом деле никакого скандала нет. Для разъяснения ситуации и происходят встречи специалистов. Наш вице-премьер едет в Россию не потому что была статья в «Известиях», о его приезде договаривались еще 18 декабря. На межправительственной комиссии будет обсуждаться дорожная карта по всему комплексу вопросов связанных с Байконуром.