Салли Филд: «Если бы не было Линкольна, не было бы и Барака Обамы»

Номинантка на «Оскар» — о том, почему биография 16-го президента США стоит того, чтобы ее экранизировал Спилберг
Ольга Кузнецова
Кадр из фильма «Линкольн»: kinopoisk.ru

В российский прокат выходит «Линкольн» — почти трехчасовое эпическое полотно Стивена Спилберга о 16-м президенте США. 12 номинаций на премию киноакадемии вывели «Линкольна» в фавориты оскаровской гонки. С одной из номинанток — обладательницей двух «Оскаров» (за фильмы «Место в сердце» и «Норма Рэй») Салли Филд, исполнившей роль Мэри Тодд, жены Авраама Линкольна, — встретилась корреспондент «Известий».

— Стивен Спилберг начал работу над «Линкольном» много лет назад. На каком этапе вы присоединились к проекту?

— О, скорее всего, на этапе замысла — в тот момент еще даже никаким сценарием не пахло. Стивен попробовал меня на роль жены Линкольна, Мэри Тодд, еще в 2005 году, и уже тогда я понимала, что пройдут годы между замыслом и его воплощением. Понятно, что Спилберг подошел к идее снять фильм о Линкольне со всей серьезностью: сценарий бесконечно дорабатывали и переписывали. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда за дело взялся замечательный автор Тони Кушнер — у меня буквально тряслись руки, когда я читала его сценарий.

— Ваша Мэри Тодд в «Линкольне» — сложный, неоднозначный персонаж. Как готовились к роли?

— Мне было лет 20, когда меня впервые заинтересовала эта женщина: мне казалось, что чисто физически я похожа на нее. Конечно, мне были известны о ней какие-то базовые факты — в Америке Мэри Тодд Линкольн достаточно известна. Уже готовясь к роли, я прочла всё, что можно, о ее семье, образовании, воспитании. В придачу набрала 25 фунтов веса — Мэри была несколько крупнее меня.

— Вашей героине удалось рассказать свою историю и не остаться в тени великого супруга.

— За это отдельное спасибо Спилбергу. «Линкольн» получился не только историей американского президента, но и портретом времени, характеристикой многих людей. Мне посчастливилось не просто изобразить «подругу жизни», но и вникнуть в ее характер, к слову, достаточно тяжелый. Я даже не могу назвать какую-то ключевую сцену с участием моей героини, они все важны, поскольку показывают отношения мужа и жены со всеми их конфликтами и перемириями.

— На съемках было ощущение, что «Линкольн» — эпохальный проект?

— Несомненно. К тому же исторический. Биография президента Линкольна стоит того, чтобы ее экранизировал Спилберг. Важность момента ощущалась во всем — начиная с того, что мы прикасались к истории американской демократии, и заканчивая созвездием отличных актеров. А мне еще приходилось отвечать за интимную составляющую проекта — моя героиня волнуется не только за политические перипетии, но прежде всего за мужа.

— Авраама Линкольн, судя по фильму, для достижения своей цели шел на некоторые компромиссы — не всегда оправданные.

— Я не считаю, что компромисс — это зло. Огромная часть мировой истории строилась на компромиссах. Кстати, и сегодняшним политикам советую не рубить сплеча. И не только политикам: там, где цивилизованные люди делают общее дело, не избежать компромиссов. Другое дело, что компромисс никогда не бывает идеальным решением проблемы. Но политика — не математика, в ней никогда нельзя найти единственно верное решение.

— Не было бы Авраама Линкольна, история США пошла бы совершенно другим путем?

— Безусловно. Если бы не Линкольн, у южных и северных штатов был бы неплохой шанс никогда не объединиться и остаться отдельными странами. Естественно, что рабство уничтожило бы саму идею демократии и свободы. Кстати, никакого президента Барака Обама не было бы и в помине. Так что вклад Линкольна в историю США нельзя недооценить.

— Насколько, по-вашему, «Линкольн» будет интересен зрителям за пределами Америки?

— О, я совершенно не тот человек, который задумывается, как продвигать какой-либо фильм. Но как зритель уверена, что в «Линкольне» есть и национальные, и общечеловеческие идеи. А также продуктивная мысль о том, что любой политический строй несовершенен и работа по улучшению жизни, прав и свобод никогда не должна останавливаться. Я думаю, что и демократия — очень несовершенный режим. Но, безусловно, важный. В первую очередь своим человеческим подходом: глава государства — как глава семьи, всеми силами пытается вытащить свою страну, как свою семью, из опасности. Вот о чем наш фильм.