Оппозиционер Мельничук попросил политубежище в Австрии

Скандально известный оппозиционер объяснил, что заставило его уехать за границу и просить там политического убежища
Михаил Попов
Юрий Мельничук. Фото: архив редакции

Член петербургского отделения Республиканской партии России и активный участник петербургских протестных акций Юрий Мельничук покинул Россию и попросил политическое убежище в Австрии. Мельничук рассказал «Известиям» о причинах бегства и своих дальнейших планах.

— Что стало причиной вашего бегства из страны, ведь официально вам ничего не угрожало?

— Я покинул страну из-за целой цепочки событий. Но основным толчком стало то, что произошло после «Митинга против подлецов», который проходил 13 января на Марсовом поле в Питере. Во время самой акции за мной постоянно следовали люди в штатском и велась видеослежка.

— Может, эти люди просто обеспечивали безопасность во избежание инцидентов во время мероприятия?

— Не было никаких сомнений, что эти люди следовали за мной. Многие мои знакомые подходили и предупреждали о слежке. После окончания акции я спустился в метро, и эти люди последовали за мной. Пытался оторваться. Все происходило, как в шпионских фильмах: выскакивал из вагона уже перед закрытием дверей, однако преследователи не сдавались. Мне с трудом удалось оторваться.

После этого я отправился домой, собрал вещи и поехал ночевать к другу. Посоветовавшись с соратниками, я понял, что спокойной жизни мне тут не дадут, и принял решение покинуть страну. Уже на следующий день, опасаясь преследования, я по паспорту знакомого сел на поезд до Москвы, чтобы оттуда улететь в Австрию. Я уже знал, что буду просить политического убежища. Мы решили, что до моего приезда в Австрию не будем говорить о моем бегстве никому.

— Юрий, насколько я понимаю, прямых угроз вам не поступало. Почему вы решили, что вам или вашей свободе что-то угрожает?

— Конечно, на меня не было заведено ни одного уголовного дела, но в нашей стране всякого можно ожидать. Из различных источников мне поступали сообщения о том, что мне стоит прекратить заниматься политикой. И после этой непонятной погони с людьми в штатском мне посоветовали покинуть страну. Таких как Удальцов, Немцов и Навальный нельзя так просто посадить. Всё начинается с тех, кто разговаривает с людьми на местах. Такие люди, как я и мой соратник Константин Ершов, первыми попадают под репрессии. Я готов к честной борьбе, но не готов быть мучеником в 53 года.

— Где вы находитесь в настоящий момент и какие действия предприняли?

— В настоящий момент я нахожусь в одном из центров для беженцев в Австрии. Я подал прошение о предоставлении мне политического убежища на территории этой страны. В качестве причины я озвучил политические преследования, угрозу жизни и здоровью. В настоящее время я прохожу процедуры оформления всех формальностей. Также со мной проводятся различные интервью, в которых я описываю обстоятельства, вынудившие меня покинуть родную страну.

— Какое время займет оформление необходимых бумаг? И каковы шансы, что по окончании всех процедур вам предоставят политическое убежище в этой стране?

— Каждый случай подобного оформления требует различного времени, но в среднем подобные процедуры занимают около шести месяцев. Я считаю, что у меня большие шансы получить здесь убежище. Я пока не думал о том, что будет, если мне откажут. Надеюсь, что у этой страны нет принудительной депортации.

— Если вам предоставят политическое убежище в Австрии, чем вы планируете заниматься там?

— Если всё сложится удачно, я не собираюсь сидеть на месте. Во времена СССР я был чемпионом по санному спорту и мог бы заняться тренировкой юного поколения. Если же это не получится, то в России я занимался строительством и отделкой, так что в любом случае смогу себя обеспечить.

— Будете ли вы продолжать оппозиционную деятельность, находясь в другой стране?

— Что касается поддержки моих соратников в России, то, конечно, я буду делать всё, что в моих силах. Я уже выяснил адрес российского консульства в Зальцбурге и думаю, что в обозримом будущем им стоит меня ждать как минимум с одиночным пикетом. И не исключено, что я уже буду не один. Здесь очень много русскоязычных людей, которые также пострадали от действий этого режима. Так что не исключено, что к стенам консульства я приду с целой демонстрацией.

— Вы только покинули пределы родины, считая, что вас преследуют по причине организации этих самых демонстраций, и уже собираетесь провести новую в стране, где попросили политического убежища?

— Первым делом я схожу в полицию и узнаю все законы этой страны. Как подать заявку, какие документы нужно собрать и прочие формальности. И только после этого я буду вести здесь какую-то работу в выбранном мною направлении. Я не шучу. Любое мероприятие, которое будет проходить в России, можно совершенно спокойно дублировать в любой стране, включая Австрию.