Театральная общественность Москвы пытается понять причины жестокого нападения на худрука Большого балета Сергея Филина. «Известия» обратились к его ближайшим коллегам с просьбой прокомментировать это криминальное событие.
Многие, и прежде всего коллеги артиста в Большом театре, уверены, что такое преступление мог совершить только душевнобольной.
— Это психически неуравновешенный ублюдок. Бывают угрозы, бывают заказные убийства, но чтобы облить кислотой? Тут явно какие-то очень личные счеты, — подозревает балетмейстер-репетитор Большого театра, народная артистка СССР Марина Кондратьева.
Марина Кондратьева рассказала «Известиям», что буквально за два дня до нападения Филин провел совещание в театре, на котором повысил зарплаты и перевел на более высокие должности многих артистов балета. Не исключено, что нападение могло быть местью кого-то, кто обойден вниманием худрука.
— Пост Сергея Филина не имеет отношения ни к финансам, ни к бизнесу. Видимо, дело в личной ненависти каких-то больных людей, — полагает худрук театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
Балетмейстер-репетитор БТ, народный артист СССР Михаил Лавровский считает, что химическая атака на Филина едва ли могла быть связана с борьбой за пост худрука балета Большого театра.
— Если я хочу занять место Филина, зачем мне его ранить? Я заплачу деньги и гарантированно получу его место. Сейчас все в руках бизнеса. Спектакли ставят люди, которые не могут собрать зал. И все равно ставят, ни с чем не считаясь. Если надо продвинуть любовницу в примы — запросто. Зачем надо было поливать Сергея кислотой? — недоумевает г-н Лавровский.
Солист БТ Ян Годовский заверил «Известия», что об угрозах в адрес Сергея Филина до сегодняшнего дня в театре не подозревали.
— Мы узнали об этом от генерального директора Анатолия Иксанова. Сейчас в театре есть страх, конечно. Но работа обязательно будет продолжена, в строю остается заведующий труппой Руслан Пронин. Главное, о чем мы сейчас думаем, — это скорейшее выздоровление Сергея, — заключил Годовский.
Между тем запугивание деятелей культуры — не такое уж редкое явление в России.
— Мне поступали угрозы, касающиеся реконструкции театра «Геликон-опера», то есть связанные с имуществом, — рассказал «Известиям» Дмитрий Бертман. — В творческой и личной сфере такого, слава Богу, не было. А жуткая история с Сергеем Филиным напоминает мне «Моцарта и Сальери»: человек в маске, черный человек. Тут явно нездоровое сознание.
«Атакой на Большой театр, идущей вне цивилизованных рамок» назвал ночное происшествие генеральный директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин.
— Сергей три года был у нас в театре худруком балета. Как всякий творческий человек он вполне увлекающийся, мог совершать какие-то ошибки. Но с ним всегда можно было абсолютно спокойно и разумно обсудить любую проблему, найти решение или компромисс, — сказал «Известиям» Урин.
По мнению известного криминалиста-психиатра Михаила Виноградова, в основе преступления, несомненно, лежала месть.
— Кислота в лицо — особо жестокий метод расправы, который всегда имеет личностную подоплеку, — объяснил «Известиям» Михаил Виноградов. — Чтобы это сделать, нужно иметь глубокую личную заинтересованность и испытывать сильнейшую ненависть к человеку.
По словам Виноградова, конкуренты выбрали бы менее сложный и вместе с тем более «надежный» способ расправы.
— Филина могли бы, к примеру, изувечить бейсбольной битой или расстрелять, тогда бы он гарантированно отошел от дел, — говорит Виноградов. — Кроме того, Филин с 2011 года в Большом театре: имело смысл действовать раньше.
Наиболее вероятной версией является любовный мотив, считает психиатр.
— Это могла быть женщина с патологической ревностью или же возлюбленный девушки, которая отвергла его в пользу Филина, — предположил Виноградов. — У нас таких случаев очень много. Расправа кислотой вошла в моду с 1920-х годов и, кстати, особенно практикуется в театральной среде, где люди дорожат своей внешностью.
В Большом театре, однако, считают любовную месть маловероятной и склоняются к версии мести творческой. Источник, пожелавший сохранить анонимность, сообщил «Известиям», что преступление мог совершить неуравновешенный поклонник какого-нибудь обиженного Филиным солиста. Причем совершенно необязательно, что солист мог знать о готовящемся покушении — сумасшедшие фанаты обычно действуют самостоятельно, на свой страх и риск.
Зрители с психическими отклонениями на почве обожания «своих» артистов и ненависти к их соперникам для Большого театра не в диковинку. Однако подобных жестоких расправ в истории первого театра страны еще не было. В балетной среде ограничивались киданием дохлых кошек на сцену во время исполнения сольной вариации или звонком будильника с верхнего яруса в то время, как ненавистный солист танцевал проникновенное адажио.
С появлением интернета популярность приобрел электронный компромат, вершиной которого весной 2011 года стал порноскандал, стоивший должности управляющему балетной труппой Геннадию Янину. Самым же «кровавым» способом мести до сего дня оставалось насыпание крошеного стекла в балетные туфли.
Худрук балета Большого театра Сергей Филин пострадал в результате покушения 17 января. Неизвестные плеснули кислотой ему в лицо. С ожогами третьей степени Сергей Филин был доставлен в 36-ю клиническую больницу Москвы. По решению попечительского совета Большого театра, дальнейшее лечение он будет проходить в Бельгийском ожоговом центре. Спецсамолет доставит Сергея Филина туда уже сегодня.