Профильный комитет Госдумы готовит ко второму чтению комплексные поправки в закон «О страховом деле», в которых среди других масштабных изменений есть предложение отзывать лицензии у страховщиков при повторной сдаче недостоверной отчетности в течение года. Об этом рассказал «Известиям» бывший глава Росстрахнадзора и нынешний руководитель экспертного совета страховщиков в Госдуме Александр Коваль. Речь идет о том, чтобы дать возможность надзорному органу без потери времени на выдачу предписаний отзывать у компаний лицензии, в случае если страховщик, например, размещает резервы в заведомо фиктивные финансовые инструменты. В ведомствах к этой инициативе относятся пока настороженно: в Минфине считают, что в таком случае необходимо прописать в законе четкие критерии недостоверности данных, а Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) беспокоится, что предлагаемая мера может оказаться нерабочей. В смежной — банковской — отрасли отзыв лицензии за недостоверную отчетность давно и активно применяется.
Как пояснил «Известиям» глава экспертного совета по страхованию при комитете по финрынку Госдумы Александр Коваль, под недостоверными данными подразумевается предоставление в ФСФР заведомо ложных данных о марже платежеспособности, то есть введение регулятора в заблуждение об объемах финансовых рисков, с которыми он способен реально справиться. Либо размещение резервов в заведомо фиктивные финансовые инструменты, например в зеркальные векселя.
По словам Коваля, который ранее возглавлял Росстрахнадзор, присоединенный в 2011 году к ФСФР, эту меру его ведомство предлагало еще в 2009 году, столкнувшись с проблемой предоставления недостоверных финрезультатов. В марте 2010 года депутат Владислав Резник, возглавляющий тогда комитет по финрынку, а ныне являющийся заместителем главы комитета, внес в Госдуму соответствующую законодательную инициативу. Однако из-за того, что в декабре 2010 года было принято решение о присоединении Росстрахнадзора к ФСФР, а у ФСФР были собственные взгляды на проблему, инициатива была отложена в долгий ящик.
Необходимо, чтобы такая поправка стала частью закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», второе чтение которого должно состояться уже в ближайшее время, настаивает Коваль. Напомним, что сейчас в Госдуме находятся также и поправки ФСФР — о необходимости вводить в страховых компаниях службы внутреннего контроля и внутреннего аудита для выявления на ранних стадиях проблем с финансовым состоянием страховщиков.
По мнению замглавы ФСФР Олега Пилипца, который также был в числе авторов той инициативы Росстрахнадзора, мера будет действенной, поскольку сегодня многие страховые компании «румянят отчетность». В результате получается, что на бумаге у компаний всё хорошо — достаточные резервы и собственные средства, а через полгода страховщик внезапно как для надзора, так и для клиентов может разориться, оставив граждан без выплат. При этом у надзора сегодня нет мер, которые бы позволили службе оперативно реагировать на нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности компаний.
Примеров очень много. Например, в 2011 году рынок сотрясло банкротство компании «Ростра», которая наращивала портфель, не создавая при этом должных резервов. Ее клиенты даже устраивали пикет у здания ФСФР с требованием выплатить страховые возмещения. Эксперты говорили, что у «Ростра» лицензию можно было отобрать как минимум за год до ее банкротства, поскольку уже тогда было много признаков, указывающих на то, что компания находится в предбанкротном состоянии. Заметные по отчетности проблемы с финансовой устойчивостью были и других страховых компаний, которые в 2011–2012 годах оказались банкротами, — «Росстраха» и «Русских страховых традиций».
Вместе с тем у опрошенных «Известиями» ведомств эта инициатива в нынешнем виде пока вызывает некоторые опасения.
— Если принимать эту поправку, то необходимо прописать четкие критерии недостоверности данных, — говорит замдиректора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.
Источник в ФСФР пояснил «Известиям», что подобная инициатива может оказаться нерабочей с точки зрения наведения порядка в самых крупных компаниях, ведь отзыв лицензии у крупного страховщика чреват большими проблемами с удовлетворением претензий ее клиентов. Ранее ФСФР, в свою очередь, выступала с инициативой налагать штрафы на страховщиков за нарушение требований по формированию и размещению страховых резервов. Однако Минфин был против этого, предлагая сначала выдавать предписания за такие нарушения, а потом уже выписывать штрафы. Впрочем, эти две идеи прямо не противоречат друг другу.
По мнению замглавы рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, поправку о быстром отзыве лицензии за фиксирование в отчетности фиктивных финансовых показателей нужно было принять уже очень давно.
Банк России давно имеет возможность отзывать лицензии у кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений в отчетности. Так, например, летом 2010 года своей лицензии лишился УП-банк. Регулятор нашел у кредитной организации недостоверную отчетность из-за зеркальных векселей на балансе. Кроме того, у банка были установлены отсутствующие активы, после чего последовал отзыв лицензии. За подобные нарушения позже ЦБ лишал лицензии Орелсоцбанк, Трастовый Банк (Махачкала) и др.