«Женский центр» на Цветной бульваре — проект народной артистки СССР Элины Быстрицкой, предусматривавший строительство бизнес-центра и специализированного центра духовного и физического совершенствования женщины, оказался в центре громкого скандала. Дольщики, вложившие в его строительство более 430 млн рублей, опасаются навсегда потерять свои деньги и собственность. В компании началась процедура банкротства и дольщики подозревают, что все их имущество навсегда перейдет в собственность фирм, зарегистрированных в офшорах.
Особняк по адресу Цветной бульвар 30, 32–34 оказался в центре интереса трех сторон: дольщиков, артистки Быстрицкой, мечтавшей о сверхсовременном центре для женщин, и представителей скандально известной на всю страну строительной пирамиды «Социальная инициатива», руководитель которой Николай Карасев был привлечен к уголовной ответственности и осужден на 10 лет. Несмотря на это, схемы по обману дольщиков продолжают работать.
Бывшие владельцы «Социальной инициативы», уже получившие контроль над ООО «Женский центр», 9 января 2013 года начали в Арбитражном суде города Москвы процедуру банкротства экс-компании Элины Быстрицкой.
— Это сделано для того, чтобы через вексельные долговые схемы получить полный контроль над зданием на Цветном бульваре, — объясняет «Известиям» Ольга Долгова, представитель Некоммерческого партнерства «Цветной бульвар 30, 32–34», объединяющего обманутых дольщиков.
По ее словам, начало схеме было положено, когда ООО «Женский центр» в феврале 2012 года незаконно оформило право собственности на бизнес-центр, возведенный за счет средств дольщиков. Сейчас владельцы компании запустили процедуру банкротства, и Ольга Долгова и ее товарищи по предприятию опасаются, что по ее завершении вся собственность «Женского центра» достанется фальшивым кредиторам — офшорам, которые владеют векселями на фиктивные долги.
В базе данных арбитражных судов России уже сейчас можно найти сведения как минимум о двух вексельных кредиторах «Женского центра». Первый — это кипрский офшор «Акстелл Энтерпрайсес Лимитед», который в свое время по аналогичной схеме получил права требования на собственность компании «Эко-Эк», обманувшей дольщиков, инвестировавших в строительство квартир в Павшинской пойме, а затем объявленной банкротом. «Акстелл Энтерпрайсес Лимитед» требует у «Женского центра» 756 млн рублей.
Со вторым кредитором ситуация сложнее. В 2009 году «Женский центр» оформил через ЗАО «Райффайзенбанк» два векселя по 800 млн рублей каждый на предъявителя. Обладатель этих векселей до сих пор неизвестен.
Сейчас Райффайзенбанк обратился в суд с требованием признать сделку по выдаче векселей недействительной. Ответчиком по этому делу, разумеется, выступает сам «Женский центр», а в качестве третьих лиц привлечены компании «Голдекс-эстейт» и «Маштех СПб». Они уже засветились на строительстве бизнес-центра «Голдекс» в Санкт-Петербурге на Шпалерной улице.
Кредитовал проект все тот же Райффайзенбанк, строила «Голдекс-эстейт», но когда объект был возведен, то расплатиться с банком застройщик оказался не в состоянии. И бизнес-центр на Шпалерной достался бы Райфайзенбанку, если бы опять не сработала офшорная схема. Крупнейшим кредитором «Голдекс-эстейт» оказалась не российская дочка «Райффайзена», а «Маштех СПб». Ее единоличный владелец — компания «О. Дж. Геосервис Лимитед» из столицы Кипра Никосии.
— Очень часто долги перед офшорными компаниями являются фиктивными, но доказать это сложно, — пояснил «Известиям» адвокат Артем Сидоров, представлявшей интересы дольщиков по делу «Эко-Эк». — Дело в том, что после завершения банкротства именно крупнейший кредитор получает право назначить конкурсного управляющего имуществом должника.
Этим и объясняются крупные суммы, которые фигурируют в долговых обязательствах «Женского центра»: даже если дольщики строительства дома на Цветном бульваре докажут свои права на часть долгов экс-компании Быстрицкой, их процент растворится в потоке требований кипрских кредиторов.
Ольга Долгова из НКП «Цветной бульвар 30, 32–34» заявила, что это не первая попытка их «товарищей» по строительству играть с цифрами затрат.
— В фиктивный акт сверки, подписанный генподрядчиком в 2006 году, было включено 871 млн рублей, якобы потраченных на строительство, — говорит Ольга Долгова. — Из них подтверждено документами лишь 428 млн. С дольщиков же, напомню, собрали 439 млн рублей.
Строительными работами в этот момент руководила уже не «Социальная инициатива», у которой к тому времени начались проблемы с законом. Права на объект были переданы не дольщикам, которые выступили с предложением завершить строительство за свой счет, а офшорной компании «Голденклоув Энтерпрайсес Лимитед» с Кипра, которая передала их «Женскому центру», в свое время нанявшему на роль инвестора «Социальную инициативу».
ООО «Женский центр», тогда еще принадлежавшее Элине Быстрицкой, привлекло к строительству ООО «Промстройинжиниринг» Александра Хейфица (он был гендиректором «Социальной инициативы», но по делу Николая Карасева об обмане дольщиков не проходил). В 2007 году ООО «Промстройинжининг» выкупило за $30 млн у Быстрицкой 70% акций ООО «Женский центр».
Впоследствии выяснилось, что актриса получила только $3 млн наличными, а на оставшуюся сумму были выписаны два векселя. В 2012 году актриса через суд пыталась оспорить ту сделку и вернуть себе права на «Женский центр», но безуспешно.
Список руководителей «Женского центра» тем временем также изменился: Александра Хейфица сменила его партнер Валентина Трусова, но затем и ей пришлось уйти с руководящих ролей.
Дело в том, что в отношении Хейфица, Трусовой и их товарища Игоря Волкова в 2010 году было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. Бизнесменов обвинили в том, что они по незаконной схеме завладели кредитом в $30 млн, выданным Носта-банком компании «ИстЛайн капитал».
Акции «Женского центра» оказались распределены между двумя физическими лицами: родственником Валентины Трусовой — Александром Трусовым и Сергеем Ходыкиным, главой компании «Александр Тауэр», аффилированной все с тем же «ИстЛайн Капиталом». Именно они инициировали процедуру банкротства «Женского центра».
Сама Быстрицкая пока осторожно комментирует эту историю.
— Уже несколько лет как я не владею «Женским центром», — заявила «Известиям» народная артистка. — Все мои задумки, все, о чем я говорила, так и не было реализовано в проекте.
Ольга Долгова и другие дольщики, несмотря ни на что, готовы продолжать борьбу в судах и в приемных чиновников. В НКП «Цветной бульвар 30, 32–34» сейчас готовят обращение к мэру Москвы Сергею Собянину и президенту РФ Владимиру Путину.