«Мы сознательно не делали никаких скидок на провинциальность»

Директор «Пиотровского» Михаил Мальцев — о пермском «инди», здании на улице Луначарского и Независимом альянсе издателей
Лиза Новикова
Фото из личного архива М. Мальцева

Пермский книжный магазин «Пиотровский» может быть закрыт. Коллектив магазина обратился с открытым письмом к губернатору Пермского края. На вопросы «Известий» ответил директор магазина Михаил Мальцев.

— Какова сейчас ситуация с магазином?

— Ситуация, к сожалению, непростая. Согласно нашим договоренностям с предыдущим собственником помещения, мы еще как минимум год рассчитывали оставаться по этому адресу. Мало того что собственник передумал и продал помещение, так еще и решил не ставить нас о своем решении в известность. Таким образом, мы узнали обо всем уже как о свершившемся факте.

Оставим отношение к нам нового собственника за скобками и признаем тот факт, что, согласно закону, у нас есть три месяца, чтобы сменить дислокацию. С этим возникает ряд трудностей. Три месяца назад мы сделали ремонт и расширились, что повлекло с нашей стороны множество трат. Мы рассчитывали на год стабильной работы, чтобы восстановить силы. Сейчас у нас этого времени нет. К тому же переезд на новое место повлечет временную потерю части наших постоянных покупателей и вообще дестабилизирует работу магазина.

Арендная ставка в нашем случае должна быть ниже рыночной. Обычно это достигается за счет конструктивных недостатков помещения, которые мы готовы терпеть. Но найдем ли мы такое предложение за три месяца?

— Правда ли, что в этом помещении будет обычный магазин, не книжный?

— Так, во всяком случае, сказал нам новый собственник.

— «Пиотровский» должен был стать доказательством того, что в провинции возможен подобный книжный магазин, который стал бы и культурным центром. Каковы итоги вашей работы, помимо списка встреч с писателями?

— Я не согласен с постановкой вопроса. Давайте скажем по-другому — что в России возможен подобный проект. Мы сознательно не делали никаких скидок на провинциальность, в своей работе мы ориентировались на лучшие мировые образцы среди «индипендентов», и всё, что нужно было доказать, мы доказали еще год назад.

Вопрос аренды — это общемировая головная боль всех независимых книжных. В Европе и США это не менее важный фактор, чем в России. И вопрос о поддержке всегда решается отдельно.

— Насколько магазин интеллектуальной литературы востребован в Перми?

— Настолько, что три года мы существуем в условиях рынка без какой-либо поддержки и признаков банкротства не демонстрируем.

— Какого рода помощь требуется магазину?

— Самое большее, что могут сделать наши покупатели для нас, — это не откладывать запланированные у нас покупки. Город и край могут помочь нам, выделив помещение с льготными условиями аренды.

Мы за три года скормили рантье сумму, сопоставимую со стоимость трехкомнатной квартиры в центре Перми, на эти деньги мы могли бы открыть общественную библиотеку, например, или сеть читальных залов по всему городу.

— А что произошло с вашим проектом «Пермская книжная ярмарка», который вы объявили завершенным?

— Произошло немотивированное вмешательство чиновников в творческие процессы нашей команды, в итоге поменялись время и место, и первый транш мы в наказание за строптивость получили за день перед началом ярмарки. От нервного срыва всю нашу команду спасло чудо.

— Как вы оцениваете участие в Независимом альянсе?

— Независимый альянс — это пока что формализованный союз единомышленников. Задача состоит в том, чтобы превратить организацию в профсоюз, в реально действенную силу.