Росимущество хотят сделать мегарегулятором госсобственности

С соответствующим предложением правительству выступила Счетная палата
Мария Кунле, Мария Киселева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин

Бывший топ-менеджер «Майкрософт Рус» и банка ВТБ Ольга Дергунова как глава Росимущества может получить в управление всё федеральное имущество. По информации «Известий», председатель Счетной палаты Сергей Степашин обратился в начале декабря к премьер-министру Дмитрию Медведеву с предложением консолидировать всё государственное имущество под управлением одного ведомства — Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Степашин написал Медведеву (копия письма есть у «Известий»), что для исполнения идеи необходимо поручить федеральным ведомствам заняться актуализацией списков их подведомственных предприятий и учреждений.

В письме отмечается, что сейчас среди федеральных органов исполнительной власти нет единого ведомства, которое бы полностью приняло на себя полномочия собственника госимущества. Проблема, по мнению Сергея Степашина, заключается в том, что часть этих полномочий лежит на плечах Росимущества, на которого и возложена задача управлять федеральной собственностью, а часть — остается за другими ведомствами. Это, как подчеркивает Степашин, «не позволяет в том числе реализовать меры по оптимизации состава и объема имущества и сократить использование института хозяйственного ведения».

По этой же самой причине у властей не получается пока даже разделаться со ФГУПами — несмотря на то что курс на их приватизацию и реорганизацию был взят еще в 2009 году. О том, что заниматься продажей ФГУПов необходимо, периодически в своих выступлениях напоминает Дмитрий Медведев.

Причина довольно банальна: руководители подведомственных министерствам ФГУПов, не обязанные напрямую отчитываться перед Росимуществом, зачастую просто не заинтересованы предоставлять систематизированную и точную информацию о положении вещей, говорит партнер юридической компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский. В частности, запущенные объекты недвижимости могут успешно сдаваться под офисы и склады, поэтому в том, чтобы не потерять этот доходный кусок, порой есть и корыстный интерес самих директоров. Идет сопротивление и на более высоком уровне.

— Профильные министерства, согласием которых тоже необходимо заручиться для старта процесс приватизации того или иного объекта, не хотят расставаться с активом без «встречного удовлетворения» — даже если объект им не очень-то нужен, — указал Можаровский.

Доцент кафедры теории и практики госуправления Высшей школы экономики Павел Кудюкин согласен, что проблема, на которую указывает Счетная палата, стоит очень остро. Он уверен, что для ее решения нужно уточнять существующую нормативную базу, более четко регламентировать разные режимы распоряжения госсобственностью, и федеральной в том числе.

— В какой-то мере Росимуществу можно ставить в вину неисполнение программы приватизации, но это опять же вопрос разграничения полномочий в процессе приватизации между разными уровнями, — отмечает Кудюкин.

В ближайшие дни Росимущество планирует внести в правительство свою концепцию управления федеральным имуществом до 2018 года. В тексте проекта (есть в распоряжении «Известий») о проблеме рассредоточения ведения госимуществом между ведомствами не упоминается. В самом ведомстве «Известия» заверили, что Счетная палата участвовала в обсуждении проекта концепции и имела возможность внести свои предложения. В Счетной палате не смогли оперативно официально прокомментировать вопрос.