Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) подготовила проект новых типовых требований (есть в распоряжении «Известий») к пригородным поездам, в том числе «Спутникам». Согласно документу, в рейсы будет запрещено выпускать электрички с грязными стеклами, рваной обшивкой сидений, поврежденным линолеумом и жевательной резинкой на полу в салонах и тамбурах. Все поезда, выпущенные с 2014 года, должны быть оборудованы системой климат-контроля, двумя биотуалетами, а также сквозным проходом через вагоны.
Документ запрещает к эксплуатации не только грязные электрички, но и составы, разрисованные граффити или заклеенные незаконными рекламными стикерами.
— Конечно, и сейчас существуют определенные федеральные санитарно-технические нормы к составам, однако на практике, за отсутствием общих утвержденных типовых требований, электрички на рейсы выходят не всегда в идеальном состоянии, — пояснила начальник отдела железнодорожного и водного транспорта подмосковного минтранса Ирина Щербина.
Документ диктует требования и к производителям электричек. Так, все новые составы должны быть оборудованы системой климат-контроля и двумя биотуалетами в головных вагонах. В тех же поездах, которые будут выпущены после 2014 года, хотя бы один из туалетов и минимум один на состав вход в вагон необходимо приспособить для использования инвалидами в креслах-колясках. Согласно требованиям, «для сквозного прохода по составу должны быть предусмотрены межвагонные переходы, обеспечивающие безопасный и удобный проход пассажиров».
Документ допускает и увеличение вместимости вагона «за счет сокращения мест сидения и оборудования площадок поручнями для повышения безопасности стоящих пассажиров». «Так, в салонах электричек могут сниматься первые ряды диванов», — пояснила Ирина Щербина. Как уже писали «Известия», в ЦППК обсуждались проекты увеличения вместимости «Спутников» на 60% за счет ликвидации тамбуров и расстановки сидячих мест вдоль стен — как в метро.
В настоящее время проект типовых требований проходит последние согласования в заинтересованных ведомствах, в том числе в подмосковном Минтрансе и департаменте транспорта Москвы. Согласно тексту проекта, требования должны быть пересмотрены через три года. Как рассказал «Известиям» источник в ЦППК, окончательный вариант документа будет обнародован в I квартале 2013 года. Сейчас компания проводит переговоры о закупке в ближайшие два года около 80 составов. В пресс-службе ЦППК официальный комментарий по этой теме предоставить отказались.
Руководитель отдела исследования пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев выразил надежду на то, что новые требования повысят комфорт пассажиров электричек.
— Сейчас ЦППК в качестве перевозчика арендует подвижной состав у МЖД, которая им владеет, — пояснил Алексеев. — Уборкой же поездов перед подачей на рейс занимаются клининговые компании, нанимаемые ЦППК. Естественно, какие-то нормы чистоты и комплектности прописаны во внутренних документах. Однако по факту электрички все равно выходят на маршрут частично с неработающими электропечами, с грязными полами и стеклами, сломанными диванами.
Производители самих электричек назвали требования адекватными. Технический директор Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ) Сергей Безрукавный рассказал, что герметизированные межвагонные переходы без дверей, немецкого производства уже ставятся на некоторые подмосковные составы. Коммерческий директор ДМЗ Александр Лошманов пояснил, что стоимость одного пригородного состава на 11 вагонов, соответствующего новым типовым требованиям, составит около 300 млн рублей и не будет слишком отличаться от цен на производство нынешних электричек. Таким образом, в ближайшие два года Подмосковье потратит на подвижной состав для пригородных перевозок около 25 млрд рублей.