Акция оппозиции на Лубянке: взгляд изнутри

Корреспондент «Известий» Юлия Цой о том, насколько подобрели за минувший год «рассерженные горожане»
Юлия Цой
фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Фомичев

Первая за год протеста несанкционированная акция оппозиция была обречена стать знаковой: либо потрясающе успешной, либо феерически провальной.

«Рассерженные горожане», как было модно называть участников протестного движения год назад, с тех пор явно подобрели. Немногие пришли на площадь с плакатами, почти никто не решался скандировать лозунги. Да и в разговорах уже не было слышно той решительности.

- Свобода да, нужна. Но разве эти лучше нынешних (кивок в сторону Алексея Навального, дающего интервью)? - рассуждал приличного вида мужчина в дубленке.

- А вы думаете, мы здесь за них стоим? Нет, мы за себя, это наша страна, имеем право гулять, - спорил, улыбаясь в усы, другой солидный мужчина в пальто.

По большей части толпа состояла из пожилых людей и студентов. А также из журналистов, которые заняли не меньше половины площади.

В отличие от 6 мая, оппозиционеры не выражали неприязни к сотрудникам правоохранительных органов. У них спрашивали, не замерзли ли, отпаивали чаем из термосов и выслушивали жалобы на плохо защищающую от морозов форму.

- Наверное, вам ее тоже Юдашкин придумал, - посмеивались белоленточники.

Вообще протестующим и полицейским явно было что обсудить.

- Вот вы защищаете власть, а у нас в Тамбове знаете какой беспредел творится? – восклицал человеку в форме белоленточник.

- Да я сам из Тамбова и никого там не поддерживаю, - оправдывался юный краснощекий полицейский из оцепления.

Многие, пришедшие на площадь, были знакомы по прошлым акциям, громко приветствовали друг друга из разных концов толпы.

Многие пришли с белыми или красными цветами, но далеко не все сумели возложить их на Соловецкий камень: лидеры протестного движения привлекли такое большое количество журналистов и любопытствующих, что пройти к центру площади было невозможно.

Задержания Сергея Удальцова, Ксении Собчак, Ильи Яшина и Алексея Навального приняли равнодушно. А ведь в лучшие времена их пытались укрывать от милиции, скандировали «Позор!» и даже прокалывали шины автозаков.

- А что, Серегу уже задержали? - вяло спрашивали в толпе.

- Да как обычно, сразу увели. А Навальный пока бегает, попозже заберут, - прогнозировала женщина в белой куртке.

Лидеров оппозиции препровождали в автозак как дорогих гостей. Эффектнее других, как всегда, брали Удальцова. Если бы эту сцену не снимали на камеры журналисты, ее бы стоило воспроизвести в кино: Удальцов на Соловецком камне готовится читать стихотворение Пушкина, и вдруг в толпу журналистов врезается клин полицейских, уводя координатора «Левого фронта» ровно в тот момент, когда над его головой зависает вертолет.

Сами правоохранители вели себя довольно раскованно, подмигивали и улыбались девушкам. И между прочим, получали ответные улыбки.

Даже в момент, когда на площади скопилось более 500 человек и журналисты давили друг друга и протестующих в надежде прорваться ближе к лидерам, полицейские продолжали шутить.

- Дорогие граждане, проходите к метро, бар переполнен! – весело выкрикивал в мегафон толстый полицейский.

Уже к четырем часам стало ясно, что крупного противостояния представителей власти и простых горожан не случится. Отдельные упорные участники переругивались с полицейскими, которые пытались направить поток в сторону метрополитена.

- У меня сумку украли, объявите в мегафон! – требовала растрёпанная женщина с белой лентой в волосах.

- Не имею права, простите, - объяснял полицейский.

- Вот такие как вы и украли!

- Я ничего не крал! Это ваши друзья в толпе «увели», - шутил полицейский.

- А вы москвич? Сразу видно. Интеллигентный, приличный, не такой, как те, кто 6 мая разгонял. Там же не было москвичей, да? – внезапно перевела тему потерпевшая.

- Не знаю, я в отпуске был, - продолжал улыбаться полицейский.

К 16.30 шутки кончились и начался "винтаж". Цепь второго оперативного полка стала вытеснять припозднившихся активистов из сквера, неумолимо двигаясь вперед. Полицейские выхватывали рядовых активистов из толпы и под крики "позор!" тащили по земле в рядом припаркованные автозаки.

Вскоре большая часть людей покинула сквер и спустилась в метро. К 17.20 площадь была полностью очищена. Задержаны в общей сложности около 40 человек.