Депутаты просят ГИБДД отодвинуть видеокамеры друг от друга

Расстояние между комплексами видеофиксации должно быть не меньше 1 км. Водители также жалуются на штрафы за непроизвольное пересечение выделенных полос
Григорий Медведев, Маргарита Верховская
Фото: Сергей Величкин

Госдума и движение автомобилистов «Свобода выбора» разрабатывают поправки в техническую документацию по установке камер видеофиксации нарушений, позволяющие расставлять их не чаще, чем одну на 1 км. Об этом «Известиям» заявил зампред комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. По его словам, на некоторых участках камеры висят каждые 300 м, в итоге автомобилисты не успевают затормозить, как получают сразу два или три штрафа за превышение скорости. Кроме того, депутат предлагает убрать камеры с пересечений автомобильных дорог с выделенными полосами, куда водители непроизвольно заезжают при поворотах.

— Водителю приходится проехать несколько метров по выделенке, чтобы встроиться в общий поток и продолжать движение по разрешенной полосе. В этот момент его фотографирует камера, и он получает незаслуженный штраф. Я лично говорил об этой проблеме с вице-мэром Москвы по транспортным вопросам Максимом Ликсутовым, — рассказал Вячеслав Лысаков.

Разработанные поправки в техтребования будут направлены в ГИБДД и Минпромторг. Представитель департамента транспорта Москвы уточнил, что на данный момент еще недостаточно изучено, на каких именно пересечениях с выделенными полосами камеры фиксируют ложные нарушения, поэтому пока о полном отказе от них речи не идет.

— Однако в тех местах, где эта проблема реально существует, мы намерены адресно ее решить, — сказал он.

Камеры на московских дорогах устанавливает Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Однако, как сообщила представитель центра Анастасия Калинина, ЦОДД не выбирает места их расположения, это задача ГИБДД.

— Никаких нормативов по установке камер фиксации нарушений действительно нет, — признал замначальника управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. — Они ставятся в наиболее аварийных местах. Установить камеры — это то же самое, что расставить автоинспекторов на каждом перекрестке, если водитель будет превышать скорость, то на каждом перекрестке его будут останавливать и штрафовать, квитанция о штрафе не дает права нарушать повторно.

Кузин добавил, что мест, где камеры расставлены каждые 300 м, крайне мало, чаще всего расстояние между ними больше, однако не смог уточнить, какое именно. При этом, по мнению замначальника ГИБДД, комплексы видеофиксации на дорогах, в том числе на выделенных полосах, необходимы и эффективны, поэтому их число постоянно увеличивается.

— Это можно увидеть по «челночному движению» в Москве: перед камерами водители выезжают на разрешенную полосу, после камеры снова возвращаются на выделенку и едут дальше, — подчеркнул он.

Так как выделенки располагаются в крайней правой полосе, автомобилисты вынуждены выезжать на них для съезда направо, заявил эксперт по общественному транспорту Московского центра борьбы с пробками Александр Чекмарев.

— Камеры, фиксирующие это, играют роль счетчика штрафов, — сказал он. - К примеру, два таких комплекса видеофиксации работают на Севастопольском проспекте.

Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин полагает, что камеры в любом случае лучше, чем инспекторы на дорогах.

— Превышение скорости — это длящееся нарушение, если оно зафиксировано несколько раз, пусть даже на коротком отрезке пути, значит, водитель продолжал нарушать и несколько штрафов в таком случае справедливы, — полагает эксперт.

Сегодня на московских дорогах находится 263 камеры видеофиксации нарушений, до конца года их будет 600. Напомним, штраф за превышение скорости составляет 300 рублей, за выезд на выделенную полосу — 3 тыс. рублей.