Цифровой магазин iTunes официально запущен в России

В преддверии продаж iPhone 5 россияне получили доступ к одному из крупнейших в мире музыкальных каталогов
Евгений Дискин
Фото: apple.com

4 декабря Apple открыла для российских пользователей доступ к своему магазину цифрового контента iTunes Store. Цена одного музыкального трека в коллекции iTunes установлена на уровне 15 рублей, при этом некоторые композиции оценены в 19 рублей. Целый альбом обойдется российским пользователям в сумму от 49 до 199 рублей, что несколько дешевле, чем приобретение песен по одной. Напомним, что в США стоимость одной песни в коллекции iTunes составляет от $0,99 до $1,29, что ровно в два раза больше, чем цены, установленные для покупателей в России.

Кроме музыки в российском iTunes Store можно также приобрести фильмы. Выбор отечественного кино пока невелик — всего несколько десятков лент, а стоимость составляет 100 рублей за фильм.

В качестве оплаты покупок пользователи смогут задействовать не только банковские карты VISA и MasterCard, но и подарочные карты номиналом 500, 1000 и 1500 рублей, которые вскоре появятся в продаже у ряда ритейлеров, в том числе "Re:Store", М.Видео, "Белый Ветер Цифровой" и "Связной".

Магазин iTunes пришел в Россию накануне официального старта продаж смартфона iPhone 5, который, согласно официальной информации Apple, намечен на 14 декабря.

Музыкальный каталог iTunes в настоящее время насчитывает более 28 млн композиций, а также 45 тыс. кинофильмов. Источниками произведений для каталога являются не только гиганты музыкальной индустрии, такие как EMI, Universal Music, Warner, Sony Music Entertainment и BMG, но и более 2 тыс. независимых издателей. Стоит отметить, что в каталог iTunes также входят более 150 тыс. подкастов и большое число аудиокниг общей продолжительностью более 20 тыс. часов. По состоянию на октябрь 2012 года Apple занимает 64% рынка по продаже цифровой музыки в США и 29% мирового рынка онлайн- музыки.

Для рынка России большую роль играет наличие в каталоге музыки на русском языке. Известно, что до четверти треков, востребованных российской аудиторией, предоставит агрегатор Rights Communications, который обладает правами почти на 110 тыс. музыкальных произведений. В этот список входят практически все популярные в России исполнители, так что о дефиците востребованной музыки говорить не приходится.

В последнее время интерес к российскому рынку цифровой музыки проявляют многие компании. Не так давно в России заработали сервисы музыкальных подписок Deezer и Opera, а в 2013 году могут быть запущены аналогичных сервисы Spotify, Xbox Music и Google Music.

По оценкам экспертов, главным препятствием росту продаж музыки в цифровом виде является пиратство. При этом Россия не является лидером по количеству скачиваний музыки в нарушение авторских прав — согласно статистическим данным агентства Musicmetric, занимающегося изучением и анализом мирового музыкального рынка, за первую половину 2012 года россияне скачали 22,7 млн музыкальных треков, в то время как жители США за аналогичный период скачали в 32 раза больше произведений — 775 млн единиц. В целом Россия находится лишь на 24-м месте по количеству скачиваемой в сети Bittorrent музыки.

Тем не менее российские правообладатели считают уровень пиратства в России слишком высоким. Так, директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Леонид Агронов утверждает, что объем легального рынка музыки в России составляет лишь 5% от пиратского рынка, оценивая первый лишь в $5 млн. Наибольшей угрозой легальному музыкальному рынку Агронов считает социальную сеть «В Контакте» — на нее, по данным НФПФ, приходится до 70% нелегально скачиваемой музыки.

Музыкальный продюсер Александр Толмацкий полагает, что приход iTunes никак не скажется на борьбе с пиратством в России и не увеличит долю легально скачиваемой музыки. По его словам, доля смартфонов и планшетов Apple относительно невелика и пользователи этих устройств не способны оказать сколько-нибудь заметного влияния на рост количества продаваемой музыки.

Несмотря на то что ряд российских правообладателей требуют ужесточения государственных мер по борьбе с пиратством, зарубежный опыт iTunes Store пока не свидетельствует об их эффективности. Закон о трех предупреждениях, получивший во французской редакции название HADOPI, не вызвал всплеска продаж в музыкальном магазине Apple. Более того, наибольший рост цифровых продаж музыки во Франции наблюдался за 1,5 года до принятия соответствующего закона. После введения в действие соответствующего закона продажи музыки упали примерно на 22%, а количество посещений сайтов с пиратским контентом не претерпело каких-либо заметных изменений.