Российский МИД напугал европейских авиаторов визами

На работу ведущих авиаперевозчиков Евросоюза эта мера не повлияет
Игорь Являнский
Фото: REUTERS/Thomas Peter/Files

С 1 декабря Россия будет требовать визы от экипажей гражданских самолетов из Евросоюза. Их должны будут получать даже те, кто в российских аэропортах не покидает борт самолета. Новое требование не стало громом среди ясного неба: о визовом ужесточении было объявлено за месяц, а весь ноябрь действовал мораторий, чтобы европейские авиакомпании успели оформить необходимые документы для своих пилотов.

— Это вопрос принципа. Мы прогибаться больше не будем. Мы за равноправный диалог, — заявил посол по особым поручениям российского МИДа Анвар Азимов.

В ответ Еврокомиссия выразила сожаление по поводу прекращения Россией визового моратория.

— Это противоречит духу соглашения об упрощении визового режима, которое пересматривается в настоящее время. Особенно с учетом уже достигнутой договоренности о взаимном отказе от виз для гражданских воздушных экипажей, — заявил «Известиям» пресс-секретарь комиссии ЕС по вопросам правосудия и внутренним делам Микеле Черконе.

На прошлогоднем саммите Россия–ЕС (в Брюсселе 14–15 декабря 2011-го) был согласован Перечень совместных шагов по переходу к выработке соглашения о безвизовом режиме. Предполагалась, что стороны выйдут на взаимные договоренности уже в 2014 году. Однако процесс застопорился. Сложности возникли как раз из-за того, что ЕС не хочет делать свободным въезд для россиян со служебными биометрическими паспортами.

Такие документы в России выдают техническим сотрудникам диппредставительств и официальных представительств при международных организациях, которые не имеют права на диппаспорта, военнослужащим, которых командируют за границу, чиновникам госкорпораций. Российская сторона, как сообщил «Известиям» источник в МИД РФ, готова была пойти на существенные уступки. Во-первых, ограничить круг только биометрическими паспортами. Во-вторых, исключить из перечня военных. Но Брюссель проявил неуступчивость. Российская дипломатия ответила симметрично. Однако на себе этот ответ почувствуют лишь немногие европейские авиаперевозчики.

В парижском офиса Air France «Известиям» сказали, что на их работе это не скажется.

— Нас эта тема не волнует. Франция имеет двустороннее соглашение с Россией об упрощенном въезде для экипажей гражданских лайнеров, — заявили нам.

Подобные двусторонние договоренности есть с 17 странами ЕС. С 14 — межправительственные, с тремя — на уровне авиакомпаний (у «Аэрофлота» с испанской Iberia, мальтийской Air Malta и швейцарской Swissair). Представитель российского МИДа Юрий Материй подтвердил «Известиям», что пилотам из стран, заключивших с Россией подобные соглашения, получать визы действительно будет не нужно.

Таких договоренностей нет с Бельгией, Венгрией, Грецией, Латвией, Люксембургом, Португалией, Словакией, Финляндией, Чехией и Эстонией. Именно у авиаперевозчиков из этих стран будет болеть голова, как обеспечить визами свои экипажи с 1 декабря.

— Мы готовы выполнить свои обязательства по принятому на предыдущем саммите Россия–ЕС Перечню совместных шагов по переходу к выработке соглашения о безвизовом режиме до конца 2013 года. Надеемся, что это сделают и в ЕС, — сказал Анвар Азимов. Он также напомнил, что очередной саммит Россия–ЕС состоится в Брюсселе 21 декабря. А на нем, судя по предварительным данным, тема виз снова окажется в повестке дня. Так что активность российских дипломатов на этом направлении незамеченной не останется.