На экраны выходит «Танец Дели» — новый фильм Ивана Вырыпаева, совсем недавно показанный на кинофестивале в Риме. Вновь, как и в случае с «Кислородом», в основу его лег театральный текст самого Вырыпаева, разбитый на несколько глав. Правда, если «Кислород» был популярнейшим в Москве спектаклем, то «Танец Дели» — нет, поэтому публике, которая придет в кинотеатр, и сравнивать будет не с чем, и за сюжетом следить интереснее.
Танец Дели — это, в полном соответствии с названием, танец, который придумала главная героиня фильма в Дели, на главном базаре, среди смрада, вони, грязи, разделанных туш, копошащихся детей, калек, нищих, будто бы в какой-то момент ощутив в себе боль всех этих людей, а потом, через танец, отпустив ее на свободу и приняв мир таким, какой он есть. Сам танец мы не увидим, но в каждой из семи новелл он станет главной темой в разговорах героев.
Действие всех мини-фильмов происходит в одном месте: на обтянутой дерматином скамейке, стоящей у унылой больничной стены. Каждая из новелл начинается с сообщения, что кто-то умер: сначала мать героини, потом жена ее возлюбленного, потом сама героиня, и наконец — подруга матери. В пьесе была еще смерть возлюбленного, но из фильма Вырыпаев этот сюжет почему-то выкинул.
Человек, объявленный умершим в одной новелле, в следующей вполне может появиться среди живых — смерть и жизнь идут здесь по кругу, как в колесе Сансары. С каждым новым поворотом колеса у персонажей появляется шанс что-то понять и принять в распорядке вещей, но, кажется, воспользоваться этим способна только героиня Грушки — та самая танцовщица, придумавшая танец всемирного примирения.
Польская кинозвезда Каролина Грушка, много лет назад появившаяся в роли капитанской дочки в фильме Александра Прошкина, уже идеально, фактически без акцента говорит по-русски. И она, помимо того, что действительно замечательная актриса, еще и идеальный ретранслятор вырыпаевского «послания человечеству». Мать героини играет Ксения Кутепова — со всем богатством обертонов, присущих актрисам театра Фоменко, и не боясь предстать на экране женщиной, действительно похожей на труп.
Подругу матери, балетного критика (пользуясь наличием этого персонажа, Вырыпаев высказывает все, что думает о критиках) — Арина Маракулина, та самая, что играла Рыжеволосую в спектакле «Кислород». Молоденькую медсестру — недавняя выпускница ГИТИСа Инна Сухорецкая, на которую после этой роли кинорежиссеры просто обязаны обратить внимание.
Единственный мужчина в актерском ансамбле — известный театральный актер Игорь Гордин. Всем, кто любит кино Вырыпаева, несомненно, стоит пойти на «Танец Дели»: они найдут там ровно то, что ожидают найти. Все, кто считает, что при переносе со сцены на экран вырыпаевские тексты теряют магию и обретают напыщенность, лишь утвердятся в этом своем убеждении. В принципе, Иван Вырыпаев достиг уже положения, когда мнение последних не должно его особенно волновать. Но, судя по стрелам, которые в его фильме летят в рыжеволосую даму-критикессу, по-прежнему очень волнует. Приятно все-таки, что словосочетание «ранимый художник» в нашем кино есть еще к кому применить.