«Спутники» превратятся в наземное метро

Из вагонов экспрессов уберут лишние сиденья, зато в салонах появятся поручни. Вместимость должна увеличиться на 60%
Наталья Корчмарек
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анатолий Рахимбаев

Скоростные поезда «Спутник», связывающие Москву с крупными областными городами, могут фактически превратиться в наземное метро. Об этом «Известиям» сообщил замгендиректора Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Руслан Лисневский. На подмосковном заводе разрабатывается новая модель экспресса. Из его вагонов исчезнут тамбуры, зато появится третья дверь, сидячие места расставят вдоль стен — как в подземке, а потолки оборудуют поручнями. Вместимость «Спутников» должна вырасти на 60%.

Как сообщил главный инженер ЦППК Владимир Козлов, с появлением дополнительной третьей двери должна повыситься скорость посадки–высадки пассажиров. Лишние же сиденья уберут в погоне за увеличением провозной способности.

— К сожалению, существующая сейчас конструкция вагонов этого не позволяет, — заявил он. По его словам, «Спутники» нового поколения могут сменить старые в ближайшие три — пять лет. При этом для их появления МЖД придется сменить систему работы.

— Сейчас у нас все поезда в общем графике, и любую электричку в депо могут выдать на любое направление, — рассказал представитель ЦППК. — Но если электричку с меньшим количеством сидений отправят, к примеру в Рязань, и людям придется стоять 2,5 часа, конечно, это будет вызывать недовольство пассажиров. Поэтому нужно сделать разрывной график, в котором эти новые составы будут закреплены за конкретными маршрутами.

Козлов выразил надежду, что увеличение вместимости поездов заставит подмосковных автомобилистов пересесть на «Спутники». Он добавил, что переговоры о появлении новых составов компания ведет с Демиховским машиностроительным заводом.

Коммерческий директор завода Александр Лошманов пояснил, что вместимость новых вагонов «Спутника» должна увеличиться примерно на 60%.

— При этом цена вырастет незначительно, с 300 до 315 млн рублей за один состав, — рассказал он. Лошманов подчеркнул, что в окончательном проекте могут остаться не три, а две широких двери.

— Возможно, предпочтение будет отдано лишним сиденьям, — пояснил он. — К тому же третья дверь в зимний период может стать причиной дополнительного холода в салоне. Представитель завода добавил, что все вагоны будут оборудованы системой климат-контроля. На разработку и изготовление первого такого поезда уйдет примерно шесть месяцев, еще около года понадобится на испытание электрички в летних и зимних условиях.

Экс-директор НИиПИ Генплана Сергей Ткаченко полагает, что новые «Спутники» будут пользоваться популярностью.

— Именно такие поезда ходят в Западной Европе, в том числе во Франции и Германии, — рассказал эксперт. При этом, по его словам, экспрессы фактически будут рассчитаны на их использование в часы пик.

— В это время пассажирам куда важнее уехать вовремя и быстрее добраться, ради этого они будут готовы пожертвовать частью комфорта, — пояснил Ткаченко.

Между тем председатель Московского областного отделения комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров сомневается в том, что новые «стоячие» «Спутники» заставят нынешних водителей променять комфорт на скорость.

— К тому же увеличить одну только провозимость недостаточно, — пояснил он. — Можно за 20 минут доехать до Москвы и около получаса простоять в «человеческой пробке» на входе в метро. Решение этой проблемы должно быть комплексным. При этом он уверен, что количество поклонников «Спутника» увеличится с появлением на крупных подмосковных станциях транспортно-пересадочных узлов с многоярусными перехватывающими парковками.

Отметим, что сейчас поезда «Спутник» связывают столицу с Мытищами, Болшево, Пушкино, Лобней, Железнодорожным, Раменским и многими другими городами Подмосковья. Средняя его скорость — 61 км/час вместо обычных 41 км/час. Цена билета почти вдвое выше стоимости поездки в обычной электричке. Как утверждают в МЖД, все больше пассажиров делают выбор в пользу «Спутника».