Московский омбудсмен просит мэра не разлучать семьи

Чиновники расселяют жильцов аварийных домов отдельно от детей и супругов
Светлана Башарова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Денис Медведев

Московские власти предлагают людям, девять лет ждущим новые квартиры, комнаты в коммуналках отдельно от членов их семей. Об этом «Известиям» сообщил уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский. Омбудсмен также обратился с жалобой к мэру столицы Сергею Собянину (письмо есть в распоряжении «Известий»).

В частности, омбудсмен попросил градоначальника взять под контроль расселение аварийного дома № 1/2 на улице Правды. Дом был построен в 1929 году, признан аварийным в 2003 году, и с тех пор его жильцы ждут расселения. Десять человек, устав ждать, обращались с иском к департаменту жилищной политики Москвы в Савеловский районный суд. В мае 2011 года суд удовлетворил требование предоставить положенное им по закону жилье. После этого омбудсмен дважды просил мэра переселить людей из здания по возможности в «короткие сроки». Результатом его обращений стало то, что департамент жилищной политики и жилищного фонда предлагает людям «жилые помещения отдельно от проживающих совместно с ними членов семей», пишет Музыкантский.

— У меня трехкомнатная квартира, — рассказал «Известиям» житель дома № 1/2 Владимир Колобов. — Я живу с женой и сыном, и мы все трое являемся собственниками помещения в равных долях. У нас трещины по всему потолку, трещины в ванной и в одной из комнат. В любой момент что-нибудь может обвалиться. Я обратился в суд от своего лица, поскольку считал, что представляю свою семью. Теперь департамент предлагает жилье — комнату в коммуналке — только мне, а жена и сын почему-то должны оставаться здесь. У нас с женой через пять месяцев золотая свадьба, мы вместе больше 50 лет. И теперь я должен бросить моих родных только потому, что департамент предлагает мне эту комнату? Конечно, я этого не сделаю.

Как отмечает в письме Собянину омбудсмен, большинство жильцов, которым департамент предложил переехать в коммуналки отдельно от родных, уже ответили отказом. По словам омбудсмена, предложения департамента не только являются «заведомо невыгодными» для людей, но и нарушают их жилищные права. Музыкантский отмечает, что в этой ситуации должно учитываться в том числе «Положение о порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве», утвержденное мэрией в 2007 году. Из него следует, что членам одной семьи, которые являются собственниками квартиры в аварийном доме, «только с их согласия может быть предоставлено отдельное жилое помещение», если иное не определено решением суда. Кроме того, как утверждает омбудсмен, позиция департамента противоречит позиции московского правительства, которое пытается «ликвидировать коммунальное заселение в жилищном фонде города». Музыкантский отметил, что жители других аварийных домов обращаются к нему с похожими проблемами. По его словам, основная проблема заключается в том, что с каждым годом власти выделяют все меньше средств на расселение аварийных домов. В итоге в прошлом году в рамках этой программы город выделил 299,4 тыс. кв. м жилья, тогда как еще в 2008 году — 1,65 млн кв. м.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда не смог предоставить «Известиям» оперативный комментарий. По словам юристов, сложившаяся ситуация с расселением членов семей по отдельности действительно абсурдна, но с точки зрения закона московские власти правы.

— Когда гражданин обращается в суд, суд выносит решение только в отношении него, — говорит адвокат адвокатской палаты «Князев и партнеры» Антон Лелявский. — Если гражданин хочет представлять интересы членов своей семьи, эти полномочия должны быть надлежащим образом оформлены юридически.

Вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что расходы на социальные нужды, в том числе и жилье, сейчас сокращаются по всей стране.

— Для власти есть два приоритетных направления бюджетных трат. Это основные социальные выплаты: пенсии, зарплаты бюджетникам, пособия. И все, что связано с обеспечением безопасности, — рассказал «Известиям» политолог. Все остальное, по словам Макаркина, сейчас на периферии.