«Человек рождается с даром слова. С этим ничего нельзя поделать»

Ольга Славникова — о «ветеранах» премии «Дебют», политической агитации и подставных писателях
Лиза Новикова
фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Объявлены имена претендентов на литературную премию « Дебют». Победители будут названы 12 декабря. На вопросы корреспондента «Известий» ответила координатор премии, писательница Ольга Славникова.

— Не пожалели, что изменили условия, увеличили возраст участников конкурса?

— Не пожалели. Лично мне стало интереснее читать конкурс: просто больше информации из самых разных сфер жизни. И авторы теперь приходят не с первым и пока единственным литературным опытом, а с пакетом текстов. С такими можно работать, добиваться для них контрактов с издательствами.

— Чем отличается проза 20-летних от прозы 30-летних? Не думаете сделать разные номинации для « старших» и « младших»?

— Литературный возраст не зависит напрямую от возраста биологического. Если в самых общих чертах: двадцатилетние сконцентрированы на себе, видят мир как проекцию собственного « я», а тридцатилетние видят взаимодействия, связи. Разный опыт, отсюда разные стилистики. Вводить разные номинации по возрастам все-таки не вижу смысла.

— Почему все-таки «при прочих равных» отдается предпочтение авторам, что не входили в списки претендентов прошлых лет?

— Потому что « ветераны» могут образовать плотный топ, через который будет трудно пробиться новым авторам.

— « Дебют» регулярно издает сборники своих авторов. Как по-вашему, почему они проходят незамеченными?

— Неправда, есть и рецензии, и отклики в сети.

— А как вы думаете, почему молодые люди так рвутся в сочинители?

— Потому что человек рождается с даром слова. С этим ничего нельзя поделать.

— « Дебют» заявил, что « задача политической агитации плохо вяжется с задачами собственно литературы». Откуда все-таки такой вывод?

— Когда человек одержим политическими страстями, он за кого-то и против кого-то. У художника взгляд объемный: нет « хороших» и « плохих», есть сложные характеры в сложных обстоятельствах. Если политическая агитация и приближается к какому-то типу литературы, то это трэш. « Дебют» трэш не рассматривает.

— А как прокомментируете историю с повестью Егора Молданова «Трудный возраст»? Автор оказался ненастоящим. И написал ее отнюдь не «дебютант», который к тому же продолжил мистификацию, объявив, что Молданов лишился ноги, а потом умер. Но все это выяснилось уже после того, как повесть наградили специальным призом «Дебюта».

— Что касается « ненастоящего» писателя, то так называемые расследования ничего не доказывают. Есть закон — «Об авторском праве и смежных правах», часть 9, «Презумпция авторства». Юридически, Егор Молданов — автор повести «Трудный возраст», жив он или умер. А если неформально — поскольку «Дебют» имеет дело с новыми именами и незнакомыми людьми, у сорокалетнего неудачника действительно есть возможность прикрыться каким-нибудь молодым родственником. Такие случаи были, и молодые люди приходили с паспортами, предъявляли себя и документ и говорили: «Я автор». Другое дело, что рукописи «с подставными» редко доходят даже до пред-лонга, потому что если литератора не замечают, то это по большей части справедливо. Если Егор Молданов жив — это хорошая новость. Независимо от того, кто писал повесть. Повесть — правда сильная. Она не взялась из воздуха. Все дальнейшие мистификации, с умертвиями, отрезаниями ног и чудесными воскрешениями, не имеют к «Дебюту» никакого отношения.