Москвичи смогут получать госуслуги не по месту прописки

Городские власти намерены объединить многофункциональные центры в единую сеть
Анна Семенова
Фото: мфц.рф

Столичные многофункциональные центры (МФЦ) по предоставлению гоуслуг к 2014 году начнут обслуживать всех москвичей вне зависимости от места прописки. Об этом «Известиям» рассказала руководитель аппарата мэра и правительства Москвы Анастасия Ракова. По ее словам, это позволит сделать процесс получения госуслуг более удобным и приспособленным к реальным потребностям жителей. Эксперты выразили опасение, что это приведет к перегрузке МФЦ в местах сосредоточения офисов, а на окраинах учреждения будут простаивать.

Как пояснила Ракова, сейчас в городе работает более 20 МФЦ, к январю 2013 года их число предполагается увеличить до 56, охватив почти 50% территории столицы.

— Через полтора года многофункциональные центры появятся в каждом районе Москвы, в том числе и на присоединенных территориях, — отметила она.

К концу 2013 года столичные власти намерены объединить МФЦ в единую систему, чтобы москвичи могли получить услуги не только по месту прописки, но и в любом районе.

— Это может быть центр рядом с работой или детским садом, — привела пример Ракова. Она уточнила, что сейчас в МФЦ можно получить около 200 видов документов, что покрывает 80–90% потребностей населения.

— Сейчас чуть больше 40 пунктов. Объединение московских и федеральных усилий позволит существенно увеличить число точек сбора документов и, как следствие, сократить очереди и сроки оформления бумаг, — сказала глава аппарата мэра и правительства Москвы. По словам Раковой, МФЦ будут постоянно развиваться.

— Мы просчитаем, какие услуги нужны в типичных ситуациях, и посадим соответствующих специалистов рядом. Скажем, родился ребенок — человеку надо оформить пакет документов вплоть до детского загранпаспорта, — сказала она.

Эксперты назвали объединение центров целесообразным. По данным юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, до 10% москвичей живут не по месту прописки.

— Велика доля тех, кто снимает жилье, есть также граждане, имеющие вторую квартиру, например полученную в наследство. Там может никто не жить, но какие-то операции с жильем, которое порой расположено на другом конце Москвы, все равно надо проводить, — отметил эксперт.

По словам Гордеева, после объединения МФЦ может существенно возрасти нагрузка на центры, расположенные в ЦАО.

— В этом округе сосредоточено не менее 40% рабочих мест столицы. Большинству работающих удобнее будет не отпрашиваться с работы, а сделать все рядом с офисом, — сказал он. Эксперт отметил, что городу может понадобиться увеличить число МФЦ в районах, пользующихся наибольшей популярностью у получателей госуслуг.

Гендиректор компании по защите информации от утечек Zecurion Алексей Раевский предположил, что работа по объединению МФЦ будет «тяжелой и затратной». По его словам, сейчас большинство документов переведено в электронный вид, но «оборот между разными районами и ведомствами до сих пор плохо налажен, информация используется преимущественно локально».

— Когда я подавал заявление на выдачу загранпаспорта, то видел, как мое распечатанное заявление, отправленное через сайт госуслуг, сканировали и потом переводили в электронный вид, — привел пример Раевский.

По мнению эксперта, интеграция баз данных потребует высокой квалификации специалистов, больших вычислительных мощностей, средств хранения информации и специального программного обеспечения. От системы понадобятся большая отказоустойчивость, способность выдерживать серьезные нагрузки и высокая степень защиты конфиденциальных данных. Однако, по словам Раевского, принцип уже известен и отработан: специалистам придется выполнять не сложную, но муторную и объемную работу.

Напомним, согласно госпрограмме «Открытое правительство» на 2012–2016 годы, на создание и развитие МФЦ в Москве за пять лет будет потрачено 17,6 млрд рублей.