Радикальные исламисты терроризируют Францию

Экстремистские настроения у французской молодежи сочетаются с антисемитизмом
Олег Шевцов,
Фото: REUTERS/Pascal Rossignol

Во Франции раскрыта сеть радикальных исламистов, которые готовили покушения на представителей еврейской общины. Всего в трех городах страны — Канне, Страсбурге и пригороде Парижа Торси — было задержано 11 человек. Главный террорист группировки — Джереми Луис-Сидней при задержании оказал сопротивление, ранил трех полицейских из своего револьвера «Магнум», и в итоге был убит спецназовцами.

— Контртеррористическая операция, проведенная в субботу, позволила выйти на сеть, точнее организованную группировку, состоявшую из лиц, принявших идеологию радикального ислама. Следствие по делу о взрыве гранаты в кошерной продуктовой лавке в городке Сарселе 19 ноября вывело на след террориста Луиса–Сиднея, образцы ДНК которого были обнаружены на фрагменте оболочки взрывного устройства, — подтвердил прокурор Парижа Франсуа Молен.

По словам прокурора, граната югославского производства, которую использовал 33-летний террорист, к счастью, никого не убила в Сарселе, а только ранила посетителя, но у террористов был обнаружен список еврейских организаций, которые должны были стать их целью. Генетические следы на осколке совпали с исходниками ДНК, имевшимися у полиции, поскольку Луис-Сидней задерживался более десяти раз и даже сидел в тюрьме два года за торговлю наркотиками. За остальными его подельниками, как выяснилось, полиция также давно приглядывала, подозревая в экстремизме.

Задержание матерого преступника, как рассказал «Известиям» шеф межрегионального управления полиции города Страсбурга Кристоф Аллен, готовилось с особой тщательностью.

— Джереми Сидней, джихадист, уже давно известный правоохранительным органам, был главной целью операции в Страсбурге. Мы знали, что он очень опасен, но попытались использовать фактор внезапности, чтобы его взять живым. Однако в шесть утра он выскочил с револьвером в руке и разрядил барабан в полицейских, — рассказал Кристоф Аллен. — Похоже, по примеру Мохаммеда Мера, он давно готовился стать «мучеником за веру» и сразу прибег к насилию.

Допросы остальных десяти задержанных сейчас ведут следователи, они хотят вычислить весь алгоритм подготовки террористов. При обысках за уикенд было найдено €27 тыс. наличными, экстремистская литература, в том числе на электронных носителях, оружие, боеприпасы, перечень еврейских ассоциаций в регионе Парижа, как список возможных целей. Кроме этого, было обнаружено четыре завещания участников группы, что говорит об их возможном намерении стать смертниками.

Все участники данной группировки родились во Франции в период с 1980-го по 1990 годы и являются французскими гражданами, то есть речь идет о домашнем явлении, а не об импортированном во Францию из неблагополучных регионов планеты. Министр внутренних дел Мануэль Вальс заявил после задержаний, что таких группировок, как в Канне — десятки и сотни в сегодняшней Франции.

— Эта группа уже давно была известна управлению внутренней информации, которая за ней следила. Но преступники оказались достаточно мобильные, они знали, что находятся в поле зрения полиции и редко пользовались сотовыми телефонами. В резонанс с тем, что происходит в Африке в Сахаро-Сахельской зоне, у нас развивается феномен внутреннего терроризма.

По словам министра, трудность ситуации в том, что полиция имеет дело с терроризмом , который пришел не извне, а вырос внутри среди молодых французов. Неокрепшие умы вдохновляются крайне опасными идеями антисемитизма, которые пропагандируют некоторые мусульмано-арабские СМИ.

— Это чревато смешением между радикальным исламизмом, нелегальной торговлей оружием и наркотрафиком, — считает Мануэль Вальс.

Эксперт по экстремистским движениям, директор Европейского центра по стратегии и безопасности Клод Монике пояснил «Известиям» масштаб явления.

— Молодые радикалы от ислама существовали всегда. Но раньше это были выходцы из благополучных семей, университетских кругов, на которых целенаправленно выходили исламисты. А теперь феномен приобретает массовый характер. Сейчас среди мелких преступников из проблемных пригородов, которые раньше к исламу не обращались, стали популярными экстремистские идеи, которые придают им психологическое оправдание и особую важность их преступной активности. Часто они приходят к осмыслению идеологии джихада в тюрьмах. И вербовка радикалов в этой среде идет полным ходом.

Хасан Шалгуми, имам французского города Дранси, считает, что опасные радикальные идеи приходят в молодежную среду из-за слабого знания базового ислама.

— Понимание истинными мусульманами идей пророка — это проповедь мира и мирного сосуществования с другими вероисповеданиями, — говорит он. — А радикализация молодежи происходит в местах заключения, где их находят исламисты.

Правда, недавно правительство создало институт исламских священников, которые осуществляют духовную миссию в тюрьмах. Это несколько снижает риск попадания неопытных ребят в руки экстремистов.

Французский президент Франсуа Олланд выступил со словами благодарности в адрес полиции за оперативно проведенные эффективные рейды, отметив, что правительство будет «продолжать защищать французов от всех террористических угроз». 7 октября глава государства принял представителей еврейских организаций Франции, серьезно озабоченных тенденцией к преследованиям единомышленников в трудных пригородах и размахом экстремистской пропаганды в некоторых арабских медиа. По итогам встречи Олланд заверил иудейскую общину, что у всех объектов — школ, синагог, ассоциаций будет усилен режим безопасности и сконцентрированы достаточные силы полиции для предотвращения экстремистских проявлений.