Усть-Луге приделают крылья

В Ленобласти появится первый на территории России грузовой аэропорт
Светлана Смирнова
Анна Романова

Пока в Усть-Лугу самолеты не летают, но уже через пять-шесть лет ситуация изменится: рядом с крупнейшим морским терминалом в Кингисеппском районе Ленобласти будет построен первый в России грузовой аэропорт, который сразу станет запасной площадкой Пулково, а также будет использоваться для нужд полярных экспедиций.

— В перспективе Усть-Луга должна стать мультимодальным транспортным хабом. Морской порт там уже построен, железная дорога подведена, автомобильные подходы строятся, осталось дело за аэропортом, — заявил руководитель проекта создания индустриальной зоны в Усть-Луге Владимир Курка.

Институт «Ленаэропроект» начал проектно-изыскательские работы на территории будущего аэропорта, непосредственно к строительству планируется приступить в 2015-2016 году, а закончено оно будет не ранее 2018-го.

Уже существующий проект грузового аэропорта предполагает создание зоны индустриального бизнес-парка (с бизнес-центрами, складскими и производственными помещениями разных компаний) и собственно аэродрома класса А. С учетом того, что новая воздушная гавань расположится почти в 100 км от Пулково, Усть-Луга может использоваться и в качестве запасного аэродрома.

Как рассказал «Известиям» директор ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» Михаил Ерофеев, ничего подобного в России до сих пор не строилось. В том, что проект будет успешным, убеждает мировая практика — там, где возникает процесс активного перемещения товаров, появляется необходимость создания аэропортов. А опыт Пулково показывает, что пассажирские перевозки мешают грузовым.

— Людям свойственно опаздывать, а потому пассажирские рейсы часто задерживаются, из-за чего срывается и четкость грузовых перевозок. А еще новый аэропорт может рассматриваться и как площадка для отправки полярных экспедиций. Некоторое время назад рассматривалось предложение о строительстве аэродрома для отправки полярных экспедиций в Мурманске. В Усть-Луге его разместить намного удобнее, — говорит Михаил Ерофеев.

Пока проект аэропорта существует только на бумаге, но Ерофеев охотно делится деталями. Так, взлетно-посадочную полосу в новой воздушной гавани планируется построить длиной 3760 м. Она будет рассчитана на прием тяжелых транспортных самолетов – Ан-124-100 («Руслан»), Boeing-747-400F, A-380-800F. А инвестиции в создание такого аэродрома оцениваются в 7 млрд рублей. В руководстве ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» говорят, что этот проект может быть реализован как с привлечением частного инвестора, так и в рамках государственно-частного партнерства.

Отвечая на вопрос, а не помешает ли строительству нового аэропорта подписанное между Петербургом и Ленобластью соглашение о запрете до 2040 года на строительство новых аэропортов, Михаил Ерофеев заметил, что «вряд ли этот документ помешает планам создания грузовой площадки в Усть-Луге, ведь в нем прямо не говорится о планах не строить именно грузовой аэропорт».

В свою очередь сотрудник уже не существующего сегодня аэропорта «Ржевка» Валерий Медведев рассказал, что когда-то под Петербургом в Вещево тоже хотели строить новый грузовой аэродром, но помешал этим планам банальный «человеческий фактор».

— Любому аэродрому нужна развитая инфраструктура: летчики после рейсов хотят отдохнуть: кто-то едет в ресторан, кто-то — к жене. Из Пулково до ближайшей станции метро можно добраться за 10-15 минут, а в Усть-Луге что им делать, не грибы же собирать, — рассуждает Медведев.

По его мнению, если аэродром будет построен, летчики все равно будут отказываться туда летать под предлогом плохой погоды. В то же время эксперт не отрицает, что Петербургу нужны новые аэродромы. К примеру, только в Москве и Московской области их сегодня пять. У нас же только один — в Пулково.

— Если на него прибудет борт № 1, то пока он стоит, ни один срочный груз не может улететь, — объяснил необходимость альтернативы Валерий Медведев.