В китайской столице уже несколько дней перекрыта довольно крупная улица Лянмацяо, на которой располагается японское посольство. Однако никто из китайцев, несмотря на серьезные неудобства, по этому поводу не жалуется. Все понимают, что у стен дипмиссии народ выражает свое отношение к «краже» у Китая, как здесь формулируют, островов Дяоюйдао (по-японски Сэнкаку).
Вчера к территориальному спору добавился и исторический фактор — 18 сентября отмечалась 81-я годовщина так называемого Мукденского (или Маньчжурского) инцидента, послужившего поводом для ввода японских войск на территорию Китая.
Такая взрывоопасная смесь привела к тому, что у посольства Японии, несмотря на рабочий день, собралось рекордное количество демонстрантов — около 10 тыс. человек.
На глазах у многочисленных полицейских пекинцы держали себя в руках. Но как только попадали внутрь оцепленного района, то сразу преображались, громко и истерично выкрикивая антияпонские лозунги, что в принципе несвойственно китайцам. Наиболее разгоряченные кидали в посольство яйца или пустые пластиковые бутылки.
Среди наиболее популярных у демонстрантов лозунгов были: «Острова — наши», «Не забудем Мукденский инцидент», «Китай — вечен, Японии — позор!».
Бесспорным хедлайнером демонстрации стал Мао Цзэдун — портреты с его изображением были видны повсеместно. Более того, несколько человек специально оделись в военную униформу, столь любимую Великим Кормчим, и в таком виде ходили среди протестующих, воодушевляя их на более энергичные действия.
Толпой явно кто-то управлял, но найти среди участников организаторов акции не удалось. У большинства тех, с кем «Известия» побеседовали (студенты, рабочие, семейная пара), был заготовлен стандартный ответ: «Мы пришли сюда по зову сердца».
Однако взгляды на цели протеста у многих расходились. Так, житель Пекина Син Вэйжун рассказал, что пришел показать японцам «силу китайского народа, его возмущение нарушением территориальной целостности». А другой местный житель, Ли Син, сообщил, что хочет «отомстить Японии за годы оккупации и унижений, страданий, которые на его землю принесли японские милитаристы».
За происходящим наблюдали выстроенные в боевые порядки бойцы народной полиции и сотрудники японского посольства. При этом каких-то стычек не происходило, но бушующая толпа сама по себе производила устрашающее впечатление.
— Мы испытываем определенный дискомфорт. Разумеется, выход и вход в дипмиссию ограничены. Пока причинен минимальный ущерб: различными предметами разбиты шесть окон. Однако пострадавших нет. Сегодня большая часть сотрудников получила вынужденный выходной и осталась дома. Те же, кому пришлось выйти на работу, обеспечены всем необходимым, — рассказал «Известиям» один из японских дипломатов.
Кроме района возле посольства полиция дежурила около некогда популярных японских ресторанов, рассыпанных по всему Пекину. Некоторые смекалистые владельцы этих заведений вывесили возле них по два-три китайских флага, тем самым страхуясь от возможных атак. Однако эти меры предосторожности были излишними — попыток побить стекла в суши-барах в столице отмечено не было.
Антияпонские акции прошли в 85 китайских городах. В Ганьчжоу демонстранты ворвались в отель, где расположено японское генконсульство, и устроили там погром. В Пекине группа протестующих окружила автомобиль американского посла, нанеся машине незначительный ущерб. Посол Гэри Локк не пострадал. Американцы попали под горячую руку как самые верные союзники Японии.
Токио заранее предупредил своих граждан, находящихся в Поднебесной, что они должны проявлять предельную осторожность. Филиалы крупнейших японских предприятий — Panasonic и Canon — временно были закрыты. В самой известной в Пекине японской школе были отменены занятия. Всего в Китае в настоящее время находится около 120 тыс. граждан Японии.