Москва хочет получать больше налогов от малого бизнеса

По мнению московских чиновников, проблема в том, что потенциальные бизнесмены не верят в свои силы
Елизавета Шевченко
Фото: Сергей Мамонтов

В Москве не хватает предприятий малого и среднего бизнеса. Городской бюджет получает от них налогов в несколько раз меньше, чем в крупных городах Западной Европы. Этот вопрос обсуждался 18 сентября на конференции по стимулированию развития малого и среднего бизнеса в столице.

Москва стремится найти предпринимателей, готовых открыть малый и средний бизнес.

— Город рассчитывает, что вы создадите некоторое количество рабочих мест — 3, 4, 5, может быть, десяток, — заявил заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Дмитрий Князев.

По данным департамента, в прошлом году налоги с малого и среднего бизнеса принесли лишь 10% доходов городской казне. В Западной Европе этот показатель достигает 80%.

В этом году в качестве субсидий столичное правительство выделяет стартапам до 500 тыс. рублей, работают программы помощи в поиске помещений. Развитие малого и среднего бизнеса в Москве тормозит человеческий фактор: незнание своих возможностей, страх неудачи, неумение вести дело и управлять людьми, считают в правительстве.

— Долгое время в нашей стране было непрестижно заниматься бизнесом, — уверен директор по развитию ЗАО «Синергия Инновации» Александр Городецкий. — В основном люди уверены, что это скучное занятие. А те, у кого есть идеи, не обладают искусством самопрезентации и не могут получить деньги на развитие. Но бизнес — это как игра Warcraft. Если у человека есть в глазах огонь, в него будут инвестировать. Инвестор сначала смотрит на людей, на команду, он должен поверить в вас.

Председатель совета московского отделения «Опоры России» Александр Жарков согласен, что развитию бизнеса мешают в том числе страх и боязнь экспериментировать. Но для этих опасений, по его мнению, есть основания.

— Чиновники, особенно на уровне округов, привыкли запрещать и закрывать, — говорит он. — Например, в последнее время старались убрать рынки, но взамен город ничего не предложил, новых рабочих мест не создал.

Малый и средний бизнес в Москве не развивается по вине бюрократического аппарата, говорит Жарков. И главное, что город может сделать — «просто не мешать бизнесу существовать».

— На столичном рынке слишком высоки ставки на аренду производственных и торговых помещений. Арендный бизнес живет на том, что все новые предприниматели снимают помещение и прогорают, — рассказывает председатель профсоюза предпринимателей Леонид Развозжаев. — Тяжело со своей продукцией выйти в торговые сети, которые требуют деньги вперед. При этом нет гарантий, что товар будет реализован. Кооперативных магазинов, которые были бы выходом, у нас нет.

Развозжаев отмечает, что важную роль в развитии бизнеса играет и образование: учебные заведения не обеспечивают потребностей бизнеса в специалистах. Поэтому производства и выносятся за границу.