Деньги на вооружение армии тратятся вслепую

Счетная палата выявила дисбаланс в исполнении госпрограмм по развитию оборонки
Бурхон Мухтаров, Владимир Волошин
Фото: архив редакции

Аудиторы счетной палаты выявили диспропорцию в финансировании оборонного комплекса и общие серьезные проблемы исполнения двух крупнейших в России оборонных программ — госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы (ГПВ) и федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011–2020 годы» (ФЦП-2020).

— До 2015 года потребность в инвестициях за счет средств федерального бюджета и собственных средств предприятий обеспечивается менее чем наполовину, а предполагаемые объемы привлекаемых бюджетных средств с 2015 по 2020 год избыточны, — говориться в письме председателя СП вице-премьеру, курирующему ОПК, Дмитрию Рогозину.

Старый спор Минобороны с оборонно-промышленным комплексом (ОПК) о ценообразовании на продукцию военного назначения может разгореться вновь. В распоряжении «Известий» оказалось письмо председателя Счетной палаты Сергея Степашина вице-премьеру Дмитрию Рогозину с оценкой ресурсного обеспечения, а также текущего состояния оборонки.

По данным Счетной палаты, пока нет даже инструментов для эффективного финансирования ГПВ, потому что не существует единой методики, по которой можно оценивать готовность и способность предприятий ОПК участвовать в программе.

Какой завод или конструкторское бюро отвечает критериям перевооружения армии и флота? Исчерпывающий ответ не может дать никто, считают аудиторы. Также они отмечают отсутствие логически выстроенной, с готовой нормативной базой системы так называемого жизненного цикла вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Этот цикл охватывает весь комплекс мер от стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до поставки в войска и эксплуатации там техники и оружия. То есть без нормативной базы жизненный цикл обречен прерываться в самых неожиданных местах.

Отчасти решить проблему могла бы автоматизированная информационная система мониторинга исполнения ФЦП-2020, но она не создана, отмечает Счетная палата. Получается, что деньги на ОПК тратились и будут тратиться вслепую, если кардинально не изменить положение.

Аудиторы обнаружили неэффективное расходование практически во всех отраслях оборонки: созданные в последние годы производственные мощности не востребованы, а внебюджетные средства привлечены на 59,1% от запланированного объема.

— Как следствие, из четырех целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень производственно-технологической готовности организаций ОПК для обеспечения производства приоритетных образцов ВВСТ, плановые значения достигнуты только по двум, — пишет Сергей Степашин.

Дисбаланс в финансировании привел к тому, что у предприятий хронический недостаток оборотных средств, а внедрять современное высокотехнологическое оборудование экономически невыгодно. В условиях тотального отсутствия достоверной информации о производствах выгоднее работать на старье.

Оценки Счетной палаты объективно играют на руку Минобороны в споре с ОПК по поводу ценообразования военной продукции. Хотя 31 августа на заседании Совета безопасности РФ президент Владимир Путин объявил о том, что все разногласия по финансированию оборонки урегулированы, военные все равно заинтересованы в снижении цен и повышении качества закупаемой техники и оружия. А если в оборонном комплексе царит столь хаотичная ситуация, как описывает глава СП, то Минобороны получает серьезный аргумент в спорах.

— Документ Счетной палаты — большое подспорье министру Сердюкову, который всегда говорил, что цены на оружие и технику завышены, — считает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Минобороны и ОПК обязаны договариваться самостоятельно, без третейских судей в лице Путина и Рогозина. Оборонка очень монополизирована и коррумпирована, и полумеры здесь не помогут.

Военный эксперт Института экономики переходного периода Василий Зацепин согласен с коллегой, что ОПК непрозрачен. Он говорит, что каждый контракт должен сопровождаться аудитом, хотя очень многие из них засекречены и неэффективны.

— Влияние Счетной палаты ослаблено, и послание Степашина Рогозину вряд ли серьезно повлияет на ситуацию, — отмечает он.

Согласно ГПВ, до 2020 года Россия потратит 20 трлн рублей на перевооружение армии и флота. Целью ФЦП-2020 является модернизация оборонно-промышленного комплекса в соответствии с задачами ГПВ.