Легкий авианосец индийских ВМС «Викрамадитья» (Vikramaditya, бывший тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») не смог успешно завершить ходовые испытания. Причиной стали бракованные котлы паротурбинных установок корабля. Об этом сообщил «Известиям» источник в российском оборонно-промышленном комплексе. Торжественная передача корабля индийскому флоту, которая была запланирована на 4 декабря 2012 года, снова откладывается, хотя первоначально «Викрамадитью» должны были сдать Индии еще в 2008 году.
— Во время испытаний был обнаружен брак в футеровке (керамическое покрытие. — «Известия») трех котлов паротурбинных установок корабля. На авианосце четыре паротурбины, по два котла на каждую. Из-за брака котлы не удалось вывести на необходимую мощность. В итоге вместо положенных 29 узлов установка дает 27,5 узла хода, — отметил представитель ОПК.
Как рассказали «Известиям» на северодвинском «Севмашпредприятии» (с 2005 года проводит ремонт и модернизацию корабля), устранение брака будет стоить серьезных финансовых и временных затрат.
— Общая стоимость работ по исправлению обнаруженных недостатков оценивается более чем в 1 млрд рублей. Эту финансовую проблему «Севмаш» намерен решить, разделив ее с Балтийским заводом — изготовителем котлов, также рассчитываем получить господдержку. С индийцев дополнительные деньги браться не будут, — заявил представитель предприятия.
По его словам, технические работы по исправлению брака, учитывая их сложность, можно будет провести только весной, так что передача корабля индийской стороне будет отложена в лучшем случае до осени 2013 года.
— Президент Владимир Путин в курсе ситуации и уже дал поручение урегулировать проблему на межправительственном уровне, — отметил представитель «Севмаша».
Эксперт по военно-морским вооружениям Владимир Щербаков отметил, что Балтийскому заводу будет не просто изготовить новые котлы.
— В последние несколько лет на заводе была очень тяжелая ситуация из-за непродуманной политики предыдущего собственника, только недавно он перешел в ведение Объединенной судостроительной корпорации. Котельному производству не уделялось внимание, поскольку оно фактически штучное. Сейчас понадобятся новые финансовые вливания для исправления ситуации, — отметил он.
В то же время Щербаков подчеркнул, что индийский флот очень заинтересован в получении в свой состав «Викрамадитьи» и его передача все равно состоится.
— Единственный индийский авианосец «Вираат» очень стар, строительство своего корабля такого класса затягивается, бесплатная передача американского авианосца «Китти Хок» не состоялась, а создание авианосных группировок — одна из главных задач индийских ВМС, — отметил он.
Авианосец «Викрамадитья» с совместным российско-индийским экипажем вышел на ходовые испытания в Белом море 8 июня 2012 года. На все испытания было отведено 120 суток. После корабль должны были передать индийским ВМС по контракту 2004 года. Параметры контракта по ремонту и модернизации бывшего «Адмирала Горшкова» менялись несколько раз. И в итоге с первоначальной суммы в $750 млн стоимость модернизированного, а по сути построенного заново, корабля достигла $2,3 млрд.
В ходе модернизации длину полетной палубы увеличили до 280 метров. В носовой части оборудовали трамплин. Планируется установить новые противокорабельные ракетные комплексы «БраМос» совместного российско-индийского производства. На корабле будут базироваться 14–16 палубных истребителей МиГ-29К, два МиГ-29КУБ и до 10 вертолетов противолодочной обороны и радиолокационного обнаружения Ка-28 и Ка‑31.