Профсоюзы ополчились на накопительную часть пенсии

Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков просит Владимира Путина отменить накопительную часть пенсии: от нее только вред, считает профсоюзный деятель
Дина Ушакова, Петр Козлов
Фото: Глеб Щелкунов

Продолжается война за судьбу накопительной части пенсии. Тогда как вице-премьер Игорь Шувалов в воскресенье постарался внести определенность по вопросу, глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков сегодня направит президенту Владимиру Путину письмо, в котором просит «как можно скорее» сделать добровольным накопительный элемент пенсионной системы. Однако в Национальной ассоциации пенсионных фондов считают, что накопительная часть — единственное, что позволяет гражданам не зависеть всецело от государства и цен на нефть.

Вопрос сохранения или отмены накопительной части, то есть той части будущей пенсии лица, на которую поступают 6% от страховых взносов работодателя, является краеугольным вопросом намечаемой пенсионной реформы. За счет почти 500 млрд рублей, которые сформировались в негосударственной пенсионной системе, чиновники хотят сократить дефицит Пенсионного фонда России на ближайшие пару лет. Оставшимися накопленными 1,1 трлн рублей управляет ВЭБ.

В воскресенье первый вице-премьер Игорь Шувалов на саммите АТЭС во Владивостоке заявил, что накопительную часть пенсии отменять не будут, сказав, что информация об отмене — слухи: в правительстве еще никто не принимал подобных решений.

В своем письме Шмаков подчеркивает, что обязательная накопительная часть в ее нынешнем виде служит интересам не граждан, а финансовых структур, поэтому и объявляется ими «чуть ли не «священной коровой'».

«Недопустимо противопоставление интересов сегодняшних пенсионеров и будущего поколения, то есть тех, кто сегодня платит в пенсионную систему, — говорится в письме. — Задача получения больших денежных потоков, которую пытаются решать участники фондовых рынков и финансовых организаций, не должна идти вразрез с интересами большинства граждан, нарушать и ухудшать положение работников и пенсионеров. Накопительная часть в ее сегодняшней редакции — это попытка достижения цели за счет стариков, это серьезный дисбаланс, когда на фоне выигрыша отдельных финансовых игроков проигрывают пенсионеры».

— Сейчас на накопительную часть идет 6 из 22% от фонда оплаты труда, а это почти 30% тех средств, которые сегодня могли бы пойти на выплаты нынешним пенсионерам. Зачем отвлекать эти деньги на будущее, которое наши финансисты не умеют обеспечить? — пояснил «Известиям» позицию ФНПР секретарь федерации профсоюзов Игорь Шанин.

Основной аргумент ФНПР в том, что обязательная накопительная система в нынешнем виде неэффективна — пенсионные накопления обесцениваются и реальных механизмов их сохранения хотя бы на действующем уровне инфляции не выработано.

В результате, как считает Шмаков, работнику приходится быть рискованным инвестором, самому разбираться в сложных перипетиях фондового рынка и действовать на свой страх и риск.

«При этом им почему-то не предлагается участвовать в солидарной составляющей пенсионной системы всем объемом взносов, хотя это как раз и гарантирует через закон абсолютную сохранность средств», — возмущается Шмаков. Обычный человек должен угадать, куда правильнее вложить деньги, выбирать из множества управляющих компаний, рассуждает Шанин.

В письме есть и статистика — социологические опросы показывают, что 38% граждан не принимают обязательную накопительную систему, а более половины не смогли в ней разобраться.

— Нужно изменение формата в пользу людей — накопительную часть надо сделать добровольной. Тогда накопления помогут организовать нормальные системы защиты для среднего класса, в частности тем, кто выбрал негосударственное пенсионное обеспечение, — говорит Игорь Шанин. — Мы 10 лет назад предупреждали, что сегодняшний финансовый инструментарий не может обеспечить эффективную работу накопительной системы, но нас тогда проигнорировали те, кто пробивал эту систему.

— Жаль, что профсоюзный лидер не понимает, что накопительная часть служит не интересам финансовых структур, а интересам людей, — сообщили «Известиям» в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). — Об этом говорят все экономисты и руководители всех финансовых ведомств. Солидарная часть — это общий котел, где человек на свою пенсию влиять не может и полностью зависит от воли государства — есть деньги в бюджете или нет, будет четыре индексации в год или не будет вообще — все зависит от цены на нефть. А накопительная часть — это живые деньги, которые фиксируются на личном лицевом счете у каждого человека на протяжении всей его трудовой деятельности. Это не эфемерные деньги из общего котла: размер накоплений зависит от белого заработка. От государства во всем мире зависят только сирые и убогие, то есть те, кто сами не в состоянии себе по тем или иным причинам заработать на пенсию.

По данным на 31 марта 2012 года, объем пенсионных накоплений, переданных гражданами в негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании, составил 479,6 млрд рублей. Под управлением Внешэкономбанка, выполняющего функцию государственной управляющей компании (граждане оставляют здесь свои накопления по умолчанию), находится 1,16 трлн рублей.