Amazon представил новые читалки и планшеты Kindle

Новые планшеты обладают рядом крайне интересных функций, но тесная привязка к сервисам Amazon делает их малопригодными за пределами США
Антон Нехаенко, Константин Пукемов

На презентации в пригороде Лос-Анджелеса глава крупнейшего американского интернет-ритейлера Amazon Джеф Безос недвусмысленно обозначил амбиции компании в области потребительской электроники. Линейка электронных книг и планшетов Kindle пополнилась новыми моделями, старшая из которых вполне способна задать жару iPad.

Условно младшей из представленных является электронная читалка Kindle Paperwhite с традиционным 6-дюймовым дисплеем Pearl E-ink на электронных чернилах. По внешнему виду она напоминает уже продающуюся сенсорную модель Kindle Touch, однако отличается дисплеем нового поколения, решающим две типичные для читалок проблемы. Во-первых, дисплей нового Kindle обладает увеличенным разрешением (212 точек на дюйм), а также стал значительно белее, что еще больше приблизило читалку к ощущениям от хорошей мелованной бумаги.

Во-вторых, Kindle Paperwhite получил встроенную подсветку, позволяющую читать в любое время суток и при любом освещении. Таким образом Amazon наконец догоняет основного конкурента, американскую сеть книжных магазинов Barnes & Noble, чей ридер с подсветкой Nook Simple Touch with GlowLight продается в США уже в течение нескольких месяцев. Несмотря на подсветку, Amazon обещают до восьми недель работы от батареи.

Что интересно, новая читалка Amazon дешевле аналогичного Nook — $119 против $139. Версия 3G с сотовым доступом в интернет дороже на $40, но обеспечивает бесплатное скачивание книг в 100 странах мира. Столь низкая цена на высококлассное устройство, как и в случае с прочим железом Amazon, обеспечивается дальнейшими продажами различного контента напрямую на фирменные устройства. Цены на электронные книги в магазине Amazon Store мало отличаются от цен на бумажные книги и легко достигают $15–20. Впрочем, этот показатель может снизиться с введением для авторов нового сервиса Kindle Direct Publishing, с помощью которого автор может самостоятельно разместить книгу, полностью сохранить свои права на нее и заработать 70% от суммы продаж.

— Основной смысл и главное преимущество Kindle в его сервисах, которые в России, в большинстве своем, не работают. По характеристикам же эти ридеры не хуже и не лучше железок, официально продаваемых в России. Особого влияния на местный рынок их серые поставки не оказывают, — уверяет директор производителя читалок PocketBook Евгений Милица.

Впрочем, торговать только электронными книгами Amazon явно скучно, поэтому год назад компания решила спаразитировать на труде Google и выпустила 7-дюймовый планшет Kindle Fire на собственной версии ОС Android. Из нее были выброшены многие сервисы Google, включая магазин приложений Google Play, который инженеры Amazon заменили собственным, получив таким образом доступ к доходам от продажи приложений. Планшет получился весьма качественным, а установленная цена оказалась невысокой — всего $199. Неспроста — помимо магазина приложений Amazon предложил пользователям музыкальные композиции (по $1 за штуку) и просмотр сериалов и фильмов через Сеть, также за деньги. Планшет имел определенный успех в США и единственный из планшетов на базе Android получил хоть сколь-нибудь заметное на фоне доминирования iPad распространение.

Для использования Kindle Fire за пределами США многим пользователям приходится повозиться.

— В планшетах Amazon установлена глубоко видоизмененная версия системы Android, лишенная массы типичных для нее опций. Чтобы полноценно использовать эти планшеты, на них приходится устанавливать неофициальные прошивки, а на это способен один пользователь из 30, — поясняет Милица.

Однако с тех пор Google успели выпустить собственный планшет Nexus 7 с более интересными характеристиками за те же самые скромные $199, а значит Amazon пришло время обновить предложение. Что Безос с блеском и проделал со сцены в Лос-Анджелесе, представив как новую версию 7-дюймового планшета, так и более 7- и 9-дюймовую версию с большим разрешением под названием Kindle Fire HD.

— Amazon показал очень интересные и весьма перспективные устройства. Второй релиз Fire выглядит многообещающе. Мы склонны считать, что новое решение компании по-прежнему будет составлять заметную конкуренцию продукции других крупных игроков сегмента, особенно на домашнем рынке США, — говорит аналитик «Финам» Максим Калягин.

Характеристики устройств действительно выглядят привлекательно: в обычной для Fire 7-дюймовой версии более быстрый процессор сочетается с увеличенной до 1 Гб оперативной памятью. Компания оценивает рост общей скорости работы в 40%, что не помешало великодушно снизить цену до $159.

7- и 9-дюймовая модели Fire HD куда революционнее — причем если разрешение экрана первой составляет нормальные 1280x800, то вторая щеголяет фантастическим дисплеем 1920x1200, позволяющим смотреть фильмы Full HD без потери качества. С проигрыванием такого видео вполне справляется не самый новый процессор TI OMAP4470, использованный в новинках. Важным кинодополнением стала пара динамиков, обеспечивающая стереозвук без использования наушников. Чтобы весь контент уместился, пользователям предоставили от 16 Гб постоянной памяти. 7-дюймовый Fire HD будет продаваться по цене $199, 9-дюймовый — лишь на $100 дороже. За дополнительные $200 пользователю предлагается 32 Гб памяти и доступ к сетям LTE. Тариф на последний должен понравиться американским пользователям — всего $50 в год.

Для лучшего усвоения разнообразного контента Amazon представил пару функций, которые не найдешь в обычных читалках и планшетах. Immersion Reading предполагает чтение книг с одновременным их озвучиванием профессиональными чтецами — таким образом книга лучше усваивается, в том числе теми, кто испытывает трудности с чтением. Вторая функция, X-ray, уже известна по читалкам — это своеобразная энциклопедия персонажей, позволяющая в любой момент отследить развитие сюжета и судеб героев. Теперь X-ray работает и для фильмов. Разумеется, обе функции доступны только для контента, купленного у Amazon.

И вот тут для всего остального мира наступают настоящие трудности. Если вернуться к теме электронных книг и читалок для них, то российский рынок выглядит достаточно дико: растут нелегальные поставки ридеров, процветают пиратские библиотеки, нет точной статистики по продажам. Зато дикость означает активный рост и благоприятные прогнозы по темпам развития.

— Это очень перспективное направление, которое растет сегодня в среднем темпами более 100% в год. Если в 2010 году объем проданных ридеров оценивался не более чем в 0,5 млн штук, то по итогам 2011 года продажи, согласно различным подсчетам, выросли примерно в три раза до 1,5 млн, — говорит Клягин.

Покупают главным образом устройства таких брендов как PocketBook, WEXLER, teXet, Sony. Kindle проникает сюда по неофициальным каналам и массовым спросом не пользуется, хотя бы потому, что нет гарантии на ремонт.

По прогнозам Клягина, за три-пять лет доля электронных книг в общем объеме книжной продукции может вырасти до 5% в денежном выражении (для сравнения, в продажах Amazon электронные книги недавно обошли бумажные). При этом читалки население страны покупает по мере подключения к интернету в условиях процветающего сетевого пиратства.

Рынок платного контента еще более миниатюрный, здесь всего два основных игрока, — компании «ЛитРес» и «Аймобилко», — и относительно скромные объемы продаж. По оценкам генерального директора «ЛитРес» Сергея Анурьева, оборот всего рынка лицензионных электронных книг в России 250–260 млн рублей. При этом УК «Финам Менеджмент» оценивает долю нелегальных скачиваний в 70–80% от всего объема потребления. Но главный редактор «Аймобилко» Елена Свиридова отмечает приятную тенденцию.

«Ежегодно объем продаж увеличивается на 100%. Это общая динамика рынка, наша статистика ему полностью соответствует», — рассказывает она.

Обе российские компании имеют собственные читалки, то есть отчасти копируют модель бизнеса Amazon. Но отечественным электронным библиотекам далеко до успеха американского гиганта, который может позволить продавать недорогую читалку в расчете на то, что потребитель будет с ее помощью покупать электронные книги в библиотеке производителя. В «Аймобилко» признаются, что за год продали лишь 750 своих «айчиталок» снабженных Wi-Fi.

— В России потребителю важны цена и размер экрана. Все остальное обычно не нужно. В мире читалки с Wi-Fi получили распространение потому, что обеспечивали прямые закачки книг. У нас этого пока нет, — объясняет Светлана Завьялова, аналитик группы Smartmarketing.

Развитию рынка, как ни странно, не меньше пиратов мешают сами издательства.

— Основная проблема заключается в том, что на рынке очень мало лицензионного контента, так как многие традиционные издательства по каким-то причинам (боязнь пиратства, непонимание специфики электронных продаж, отсутствие ресурсов, невысокие прибыли) не хотят продавать свои книги в электронном виде, — жалуется Свиридова.

Она говорит, что издательства, книги которых можно легально приобрести в электронном виде, можно перечесть по пальцам. При этом остальные, по словам Свиридовой, становятся жертвами пиратов, потому что потребность в контенте есть огромная, а в условиях его недоступности на легальных ресурсах даже честному пользователю приходится обращаться к пиратским сайтам.

«Люди устали от гаджетов. Kindle — это не гаджеты, Kindle — это сервисы», — провозгласил со сцены в самом начале выступления Джеф Безос. Такая политика, очевидным образом, ставит на его продуктах, при всех их достоинствах, штамп «Не предназначено для России».