Совет по правам человека проредил список кандидатов

В Кремле процедура отбора вызвала изумление, сами «выборщики» заявили, что отклоняли анкеты в соответствии с общими правилами
Ольга Жермелева
Фото: РИА НОВОСТИ

Рабочая группа Совета по правам человека (СПЧ) провела совещание, на котором были отобраны анкеты кандидатов, прошедших в следующий тур голосования (оно проходит в виде общественных консультаций на сайте совета). Обсуждение претендентов начнется уже 1 сентября.

Однако в Кремле не слишком довольны тем, как проходит процедура отбора. Как объясняет собеседник «Известий», близкий к администрации президента, отбор кандидатов в СПЧ происходит скорее по принципу личного знакомства.

— Г-н Брод (директор Бюро по правам человека. — «Известия») был вычеркнут просто потому, что Алексеева (глава Московской Хельсинкской группы. — «Известия») питает к нему личные антипатии и посчитала его недостойным кандидатом. Г-жа Лукутцова из «Красного Креста» подала анкету по теме борьбы с пытками, но члены рабочей группы сочли, что она нечетко заявила об этом в анкете, — отмечает источник.

— Мне непонятно, почему тон заседанию задавала Алексеева, которая некоторое время назад покинула СПЧ. Ввиду этого получилось так, что по сути никакого совещания между членами группы не было, просто Алексеева определяла для себя круг лиц, с которыми ей интересно работать или кому она доверяет, — заявил «Известиям» Александр Брод. — Мою кандидатуру она, вероятно, отвергла потому, что я выступал некоторое время назад с критикой ряда положений Алексеевой.

По его словам, сам отбор не внушает доверия.

— Я знаю, что были отклонены кандидатуры авторитетных людей. Их она посчитала недостойными. Трудно говорить, что новый совет будет представлять весь спектр гражданского общества и в него попадут люди с разными точками зрения, при формировании СПЧ господствует вкусовщина, — отмечает Брод.

Собеседник «Известий», близкий к администрации, отмечает и чрезмерно строгую проверку документов. Поданные заявки от омбудсменов или общественных организаций проверялись детально — ИНН, регистрация в Минюсте, наличие сайтов и прочее. Тогда как заявки действующих членов совета принимались моментально и без проверок, говорит кремлевский источник.

Из 190 заявок к интернет-голосованию были допущены 83 кандидата. Для участия в общественных интернет-консультациях одобрены в том числе анкеты Елизаветы Глинки (Доктор Лиза), главного редактора МК Павла Гусева, журналистов Елены Масюк и Станислава Кучера, краснодарского эколога Сурена Газаряна, телеведущего Леонида Парфенова, члена Общественной палаты Иосифа Дискина, правозащитницы Эллы Поляковой, главы фонда «Миграция XXI век» Вячеслава Поставнина, правозащитников Валерия Борщева, Андрея Бабушкина, Александра Верховского, Игоря Сажина, Марии Каннабих, предпринимателя Яны Яковлевой.

В АП проведенный СПЧ отбор вызвал замешательство.

— СПЧ должен представлять максимально интересы всего общества и правозащитных организаций. Когда мы разрабатывали новую систему отбора, мы исходили из того, что СПЧ как светоч демократии проведет его на высоком уровне. Но пока мы этого уровня демократии не видим, — сетует источник.

Тем не менее сама Людмила Алексеева заверила «Известия» в том, что отбор осуществлялся на общих основаниях, а не на основе ее личных предпочтений.

— Мы отклоняли анкеты в соответствии с общими правилами. Например, когда человек предлагал себя на тему противодействия пыткам, а на самом деле никогда этим не занимался, — говорит Алексеева. — Если кто-то знал кандидата, то высказывал по нему свое мнение, но выбор делали по формальным признакам. Каждому, кого отклонили, мы будем объяснять, на основании чего это сделано.

— Брода «забраковали» по формальным признакам, по каким точно, я уже не могу вспомнить. Хотя я считаю его нехорошим человеком, но в данном случае это не играло никакой роли, — уверяет Алексеева.