Подмосковный автохлам станет самым определяемым

На признание машины бесхозной уйдет год
Маргарита Верховская
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Мельников

В Московской области может появиться первый в России региональный закон об эвакуации и утилизации брошенных машин. Документ разработала администрация Одинцовского муниципального района. Областная дума рассмотрит его осенью.

Как пояснила «Известиям» начальник управления администрации Одинцовского района Марина Шибанова, в законопроекте подробно определяется процедура признания автомобиля брошенным и бесхозным.

Так, получив жалобу на стоящий во дворе автохлам, местные власти должны приложить все усилия, чтобы отыскать владельца и заставить его убрать машину. Если хозяин не объявился, власти должны повесить на автомобиле обращение к владельцу, а также опубликовать объявление в местной прессе. После этого, чиновники совместно с ГИБДД составляют акт об эвакуации авто и перемещают его либо на спецстоянку, либо на пустырь, где оно не будет никому мешать.

— По Гражданскому кодексу, чтобы признать собственность бесхозяйной, должен пройти год. Только после этого можно подавать в суд, чтобы получить разрешение на утилизацию машины. Утилизацию планируется проводить за счет бюджетов муниципальных образований, — пояснила Марина Шибанова.

По ее словам, за год владелец авто еще может найтись и забрать свою собственность. Шибанова отметила, что на спецстоянку машину отправят только в том случае, если она была брошена с нарушением ПДД — на тротуаре или на детской площадке. В этом случае хозяину придется заплатить за хранение, сегодня в области действуют расценки от 50 до 100 рублей в час, то есть за год может набежать кругленькая сумма. Если же автохлам увезли со двора, где он был припаркован без нарушений, власти обязаны переместить его «на ближайший свободный участок» и при появлении владельца вернуть машину бесплатно.

Разработчики законопроекта также описали признаки «бесхозяйных и брошенных транспортных средств». В частности, речь идет о машинах, находящихся «в аварийном/разукомплектованном состоянии, включая сгоревшие», а также превратившихся в свалку мусора. Кроме того, под прицел властей попадут машины, «загромождающие проезды, дворы либо создающие помехи дорожному движению», брошенные «на газонах, детских площадках, в непосредственной близости от жилых домов, гостевых карманах, контейнерных и бункерных площадках, на городских коммуникациях, при этом длительное время (не менее двух месяцев) находящиеся в недвижимом состоянии».

Эксперты отмечают, что приметы эти крайне размыты.

— Даже если на всех сиденьях есть чехлы, а на одном — нет, машину можно считать разукомплектованной, — пояснил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Любые «Жигули» на третий день после ДТП покрываются ржавчиной. Если же машина два месяца стоит без движения, это еще не значит, что ее бросили. Может быть, владелец в больнице.

Что касается самой процедуры признания автомобиля брошенным, эксперт признал ее четкой и соответствующей гражданскому законодательству.

— Другое дело, хватит ли у подмосковных властей терпения, чтобы соблюсти процессуальные нормы, потом еще год ждать и обращаться в суд, — подчеркнул Травин.

По его словам, когда московские власти в 2000-х годах начали забирать автохлам со дворов, они делали это в нарушение всех законов.

— Никаких судов, решение принимали сотрудники ОАТИ (Объединения административно-технической инспекции. — «Известия») на основании непонятных регламентов. Например, машину можно было признать брошенной, если у нее всего лишь колесо спущено более чем на 5 см, — напомнил Травин.

Эксперт добавил, что тогда сотни автовладельцев судились с московскими властями и добивались компенсации за машины, попавшие под пресс. Сейчас жалобы на эвакуацию автохлама единичны. При этом четких норм о признании машин брошенными и их утилизации до сих пор нет ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Как сообщали «Известия», в июне этого года Объединения административно-технической инспекции написали служебную записку на имя заммэра Москвы Петра Бирюкова с просьбой подробно прописать критерии, по которым автомобили во дворах и на улицах города можно расценивать как брошенные или бесхозные.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил «Известиям», что, когда речь идет о лишении собственности, нужен закон на федеральном уровне.

— Возможно, наши коллеги из Московской области, разработавшие собственный документ, решат внести его в Госдуму, — сказал он.

По словам Лысакова, самым большим камнем преткновения в проблеме с эвакуацией брошенных автомобилей остается плата за хранение на стоянке. Нередко объявившемуся владельцу машины приходится добровольно отказываться от собственности, чтобы не отдавать баснословных сумм парковщикам.