Расплачиваться с Ватиканом за действия чешских коммунистов придется их правнукам

Закон о реституции церковной собственности поднял вопросы, забытые в Европе еще в Средние века
Юрий Мацарский
Фото: REUTERS/David W Cerny

Крупнейшая парламентская партия Чехии — Социал-демократическая, опубликовала список претензий к принятому закону о возврате церковной собственности, отобранной за время коммунистического правления в стране. Согласно этому закону, государство обязуется вернуть недвижимость, экспроприированную как у католической церкви — и это основной объем возвращаемой религиозным организациям собственности, — так и у ряда еврейских общин.

Наибольшую обеспокоенность у социал-демократов вызывают масштабы передаваемой собственности. Предварительно речь идет примерно о 2 тыс. зданий и почти 200 тыс. га лесов и пахотных земель.

Однако, отмечают в партии, скорее всего, Святой престол получит гораздо больше. Ведь согласно закону, религиозным организациям отойдет вся собственность, права на владение которой к моменту начала Второй мировой войны или наступления коммунистической диктатуры они смогут доказать. А в архивах Ватикана, беспокоятся антиклерикалы, могут оказаться свидетельства о собственности на куда большие угодья.

Возмущаются противники реституции и заложенными в законе суммами компенсации религиозным организациям за пользование их собственностью после реституции. На эти цели из государственного бюджета будет ежегодно в течение 30 лет выделяться по 2 млрд крон (порядка $100 млн).

— Правительство полностью игнорирует тот факт, что это имущество использовалось Церковью прежде всего для извлечения прибыли, а не для нужд, связанных с богослужением. И компенсации за пользование им светскими властями хотят взвалить на новые поколения, которые никакого отношения к захвату собственности не имели, — говорится в заявлении Социал-демократической партии Чехии.

Истоки нынешнего конфликта между католической церковью и светскими политиками председатель Московского религиоведческого общества Ивар Максутов видит еще в эпохе просвещения. Именно тогда, утверждает эксперт, началась секуляризация общества — выдавливание Церкви из всех «недуховных» сфер.

В XX веке этот процесс завершился, и теперь Церковь и общество ищут пути мирного сосуществования в мире, где религия намерена хотя бы частично вернуть себе утраченные со времен Средневековья позиции.

— Церковь требует того, к чему она привыкла исторически. И споры из-за реституции — это не конфликт веры и разума, а реакция общества на усиление религиозного фактора. В Средние века, когда влияние Церкви на все без исключения сферы человеческих отношений было очень велико, существовали совершенно определенные правила ее сосуществования со светским обществом. Сейчас таких правил нет, и обе стороны пытаются сформулировать их заново, причем каждая ставит во главу угла свои интересы, — отметил Ивар Максутов.

При этом, замечает эксперт, Церковь и общество вполне могут выступать как оппоненты в споре хозяйствующих субъектов в вопросе раздела земель, лесов и недвижимости. Ведь в течение многих веков Святой престол занимался не только духовным окормлением паствы, но и зарабатывал, используя свою многочисленную собственность.

Однако чешские антиклерикалы уверены, что теперь Церкви нужно оставить лишь функцию духовного посредника между верующими и высшими силами.

Тем более сейчас, когда экономика и так переживает не лучшие времена, а реституционные выплаты увеличат размер госдолга еще на 1,5% от общего ВВП Чехии.