Казаки требуют зарплату на уровне сотрудников полиции

Представители казачества хотят вознаграждение из бюджета за совместное с сотрудниками правоохранительных органов патрулирование улиц
Анастасия Новикова, Ольга Тропкина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов

Казаки из разных уголков России хотят, чтобы их работу по патрулированию улиц оплачивали из бюджета. Сейчас они и так помогают полиции, но работают на общественных началах — в свободное время после работы, в выходные и праздничные дни. Такие претензии появились у казаков после скандального заявления губернатора Краснодарского края Александра Ткачева о создании специальной «казачьей полиции». Работу членов подобных патрулей будут оплачивать, но пока только на Кубани. Казаки настаивают, чтобы этот опыт распространили по всей России.

— Мы должны заниматься охраной общественного порядка. При этом надо решать вопрос с каким-то материальным стимулированием за эту работу, — рассказал «Известиям» атаман Уссурийского казачьего войска Олег Мельников. — Надо решить проблемы социальной защиты — если во время патрулирования казак пострадает, кто будет это компенсировать. Людям нужна занятость постоянная, чтобы они зарплату получали и выполняли государственную службу.

Казаки не только работают бесплатно сейчас, но и не могут иметь при себе оружия. Несмотря на то что в совместных патрулях все участники подвергаются одинаковой опасности, никаких социальных гарантий или компенсаций за возможный вред здоровью для добровольцев не предусмотрено.

Мельников считает, что это неправильно и практику Кубани, где был принят отдельный краевой закон, регулирующий работу казаков с полицией, просто необходимо распространить по всей России. Для Дальнего Востока это особенно актуально, ведь уже осенью во Владивостоке стартует саммит АТЭС и для поддержания порядка наверняка понадобятся дополнительные силы. Мельников как раз собирается обратиться к властям города, чтобы предложить помощь казачества.

На Кубани поводом для оплаты труда казаков тоже послужило массовое международное мероприятие. Оказывается, организовать помощь полиции именно сейчас понадобилось потому, что часть личного состава отправили испытывать новые олимпийские объекты, рассказал «Известиям» атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.

— Это вызвано тем, что огромное количество сотрудников МВД Краснодарского края будут привлекаться к тестовым соревнованиям в Красной Поляне. Они начинаются с сентября и заканчиваются в апреле, — рассказал Долуда. — Тысячи полицейских будут командированы на соревнования.

Чтобы многочисленные населенные пункты Краснодарского края в это время не оставались без присмотра, Ткачев и принял решение привлечь казаков на платной основе. Кстати, брать в «казачью полицию» будут не всех подряд. Все члены совместных дружин пройдут отбор наравне с кандидатами в полицейские — приоритет отдадут казакам с опытом службы в правоохранительных органах.

Однако в Госдуме, к которой апеллируют некоторые представители казаков, вряд ли помогут казакам выбить себе государственную поддержку. Член комитета по безопасности и противодействию коррупции Борис Резник считает, что полиции и так выделены огромные средства на охрану правопорядка и кадровые сотрудники органов внутренних дел справятся со своей работой без помощи казаков.

— Почему тогда давать зарплату только казакам? Почему не представителям других национальностей и общин? — негодует Резник. — Тогда нужно создавать народные дружины, которые могли бы участвовать в патрулировании улиц. Если бы не было достаточно ресурсов полиции, это желание еще можно было бы объяснить.

Резник уверен, что сил полиции вполне достаточно и дополнительные помощники, тем более работающие на платной основе, ей совершенно не нужны. Депутат критически относится и к опыту добровольных дружин в советские времена — еще неизвестно, кто больше нарушал порядок, дружинники или уличные хулиганы.

Тем не менее казаки уверяют, что их опыт и подготовка могут сильно пригодиться полиции, и настаивают на том, что выпустить на улицы казачьи патрули нужно на всей территории России, а не только на Кубани.