Руководство ГИБДД разослало во все региональные подразделения циркуляр министра внутренних дел России Владимира Колокольцева, запрещающий перекрывать движение для проезда кортежей МВД. Нарушителям приказа грозит строгое наказание. Эксперты приветствуют эти меры и надеются, что МВД сдержит обещание.
Поводом для циркуляра, который уже направлен во все подразделения МВД и ГИБДД, стал недавний скандал в Пензе. Как следует из оказавшейся в распоряжении «Известий» телеграммы, 11 июля этого года в Пензу прибывал с визитом новый министр МВД Владимир Колокольцев. Он и сопровождавший его глава Федеральной миграционной службы(ФМС) Константин Ромодановский приземлились в местном аэропорту, где их встречали местные чиновники.
— Для обеспечения проезда членов рабочей группы МВД России вводилось временное ограничение в движении автотранспорта, что вызвало резкое недовольство населения, — говорится в разошедшемся по регионам циркуляре.
Жители Пензы писали в блогах, что «некоторые улицы перекрыты, по всему городу расставили регулировщиков». Люди были обеспокоены тем, что из-за визита главы МВД они не смогут нормально добраться до работы.
Один из пользователей Twitter пишет: «А для чего так улицы перекрывать? Меры безопасности? Как обычным жителям Терновки и Южной ехать на работу?».
Уже на следующий день Владимир Колокольцев, который сам видел пробки, а затем выслушал жалобы жителей Пензы, отдал указание прекратить практику «временных ограничений и перекрытий дорожного движения при обеспечении рабочих выездов руководства МВД России».
«Требование данного указания довести до руководства управлений и отделов МВД и отделов ГИБДД. Предупреждаю о персональной ответственности за исполнение данного указания», — говорится в предписании главы МВД.
В пресс-центре министерства «Известиям» подтвердили издание указания о запрете практики перекрытия дорог ради руководства МВД.
— Сделано это в связи с тем, что некоторые руководители на местах, стараясь угодить руководству, превышают границы своих полномочий, — объяснили в ведомстве. — Такие действия необходимо пресекать на корню.
Координатор Федерации автомобилистов России (ФАР) Андрей Орел заявил «Известиям», что он понимает недовольство пензенских автолюбителей.
— Тема с перекрытиями продолжается. Мы постоянно выкладываем ролики. Недавно снова показали, как на Кутузовском проспекте в Москве инспекторы ДПС притормозили «скорую», чтобы пропустить иномарку с номером А...МР, — пояснил «Известиям» представитель ФАР, подчеркнув, что приветствует инициативу Владимира Колокольцева.
По его мнению, если полицейских действительно станут наказывать за пропуск кортежей, то порядка на дорогах станет больше. С ним согласен один из руководителей «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Министр еще раз доказал свою принципиальность и последовательность, фактически признав вину своих подчиненных, — говорит он. — В Москве иногда придерживают движение для проезда замов Колокольцева, а в регионах вообще перекрывают половину центра города из-за приезда какого-нибудь столичного ревизора.
Шкуматов напомнил, что не так давно Владимир Путин публично высказался за то, чтобы дороги перекрывали только для двух персон — президента и премьер-министра. Кстати, в большинстве зарубежных стран для проезда первых лиц или вообще нет никаких перекрытий, или же они минимальны.
В России же на данный момент дороги могут перекрываться инспекторами ДПС по указанию ФСО — для проезда должностных лиц, которые находятся под госохраной. Впрочем, по закону их всего восемь человек. Помимо главы государства и премьера такие привилегии положены только главам судов — Верховного, Высшего арбитражного и Конституционного, спикерам Госдумы и Совфеда, а также генеральному прокурору.
Скандалы с остановкой движения ради чиновников происходят регулярно. Самым известным стал инцидент в октябре 2011 года с правительственным кортежем в Ленинградской области. Тогда дорогу во время проезда кортежа спикера Госдумы Сергея Нарышкина (на тот момент — главы президентской администрации, не имевшего статуса лица под госохраной) перекрыли на пять минут. Стоять пришлось не только обычным автомобилистам, но и машине скорой помощи, в которой везли тяжелораненого пациента, который позже скончался в больнице.